Описание проекта

Разработка стратегии развития и плана реорганизации Корпорации "Объединенные машиностроительные заводы"



Объединенные машиностроительные заводы - это крупнейшая российская машиностроительная компания, имеющая диверсифицированный продуктовый портфель. В состав корпорации входят предприятия, ведущие бизнес в следующих продуктовых сегментах: горное оборудование, буровое оборудование, металлургическое оборудование, оборудование для АЭС, нефтехимическое оборудование, производство металлургических заготовок и полуфабрикатов, скоростные суда.

Подробнее о компании: www.omz.ru

Полная версия отзыва

Работа ИКФ "АЛЬТ" с ОАО "Объединенные машиностроительные заводы" (Группа "Уралмаш-Ижора"), началась в 1998 году, когда глава корпорации - Каха Бендукидзе - пригласил консультантов для разработки антикризисной программы Ирбитского мотоциклетного завода

Постановка задачи

ОАО "Ижорские заводы", а в июне 2000 года руководство компании поставило перед нами более сложную и комплексную задачу: "Разработка программы реорганизации ОМЗ".

Благоприятная рыночная конъюнктура, растущий спрос и относительная стабилизация политической ситуации позволили руководству корпорации серьезно задуматься о долгосрочной перспективе. Менеджеры понимали, что благополучная ситуация не вечна - чтобы быть конкурентоспособной через 5-10 лет и выходить на мировые рынки, компании необходимо расставить приоритеты и сконцентрировать финансовые и человеческие ресурсы на стратегически важных продуктах и производствах. У них были предположения и гипотезы, которые консультанты должны были подтвердить или опровергнуть и предложить альтернативные варианты.

Руководство корпорации предполагало, что те инвестиционные ресурсы, которые корпорация сможет задействовать в ближайшие 3-5 лет, не смогут удовлетворить потребность в финансировании всех имеющихся у корпорации бизнесов. Отсюда следовало, что перед корпорацией стояла задача отсечения наименее перспективных продуктовых направлений и такого распределения доступных инвестиционных ресурсов между остальными бизнесами, которое позволит создать гибкий продуктово-рыночный портфель, обеспечивающий максимальную стоимость компании, сбалансированный с точки зрения денежных потоков, жизненного цикла отраслей, продуктов и технологий, и подверженности влиянию конъюнктурных факторов.

Что мы делали

Работа консультантов рассматривалась руководством как сопровождение процесса интеграции заводов в единую компанию. Консультационные работы были направлены на решение таких задач, как:

  • Согласование понимания топ-менеджерами ОМЗ набора бизнесов, которыми корпорация будет заниматься в долгосрочной перспективе
  • Создание системы управления, позволяющей эффективно управлять выбранным набором бизнесов
  • Создание организационной, имущественной и технологической структуры, позволяющей гибко варьировать продуктово-рыночный портфель корпорации

В ходе проекта необходимо было понять, каковы перспективы развития каждой из отраслей и будущее поведение конкурентов, чем обеспечивается ключевая компетенция в отраслях, и обладают ли ею соответствующие подразделения корпорации.

Важнейшим критерием реализуемости продуктово-рыночной стратегии является наличие управленцев, понимающих и готовых ее реализовать. Из этого следовало, что второй стратегической задачей являлось формирование такой системы взаимодействия корпорации и заводов, которая позволит максимально вовлечь ключевых управленцев в решение стратегических задач.

В связи с этим работа консультантов велась параллельно по двум направлениям: "Обоснование и формулирование стратегии развития и разработка укрупненного плана ее реализации", "Создание организационных предпосылок для реализации стратегии"

Надо отметить, что работа началась не с нуля - в отличие от многих российских промышленных предприятий, с которыми мы работали раньше, - на Уралмаше уже несколько лет функционирует служба стратегического маркетинга, основной задачей которой является разработка стратегии развития каждого из бизнесов на 5 лет и ежегодная их корректировка.

Результаты

1. Построен прогноз развития рынков сбыта в России и в мире для каждой из 6 отраслей, в которых ведет свой бизнес корпорация. Построено несколько -пессимистический, реалистический и оптимистический - прогнозов продаж ОМЗ при различных стратегиях поведения на каждом из рынков

2. Проведен анализ конкурентоспособности основных видов продукции. Выделены наиболее перспективные продукты

3. Предложены альтернативные варианты развития каждого из бизнесов. Сформулированы предложения по инновационной политике 

4. Предложены варианты реорганизации производственной структуры, в том числе: по развитию кооперации между ОАО "Ижорские заводы" и ОАО "Уралмаш", по выделению части неосновных и вспомогательных производств

5. Проведен анализ устройства - организационная, инновационная и технологическая структура - компаний-лидеров мирового машиностроения

6. Проведены различные мероприятия - совещания, семинары, обсуждения - направленные на вовлечение в процесс обсуждения стратегии топ-менеджеров и согласование их позиций относительно направлений развития компании

7. Руководству ОМЗ был предложен ряд альтернатив развития компании в целом, каждая из которых предполагала различные инвестиционные, инновационные и структурные приоритеты. Предложены варианты слияний и поглощений, в том числе, за рубежом

Отзывы о проекте