Народу - "Живую воду" - не только как продукт для всех, а как путь к богатству и здоровью каждого

Берлин Э.М., ОАО "Живая вода" (Оренбург)

Группа "Живая вода" стоит из 12 юридических лиц, связанных отношениями собственности. Предприятия в рамках Группы сформированы по функциональному принципу (управляющая, производственная, транспортная, сбытовые и т.п.). Все управленческие вопросы стратегического уровня, а также управление финансами Группы возложены на управляющую компанию Группы - ОАО "Живая вода". Весь руководящий состав имеет высшее образование и опыт управленческой деятельности (в том числе опыт реализации новых инвестиционных проектов).

Суммарная стоимость активов Группы на конец последнего отчетного периода составила 5,6 млн. долл. (примерно 63% - внеоборотные и 37% - оборотные активы). Источники финансирования Группы хорошо сбалансированы - примерно половину пассивов составляют собственные, половину - заемные средства. Объем реализации Группы за первое полугодие 2003г. составил 1,4 млн. долл. США. Рентабельность основной деятельности Группы за данный период - 38%.

Группа "Живая вода" расположена в г. Оренбурге, где осуществляет производство безалкогольных напитков с 1994г. В ассортимент Группы входят практически все виды безалкогольной продукции (кроме соков):

  • минеральная лечебно-столовая вода,
  • питьевая вода,
  • напитки с вкусовыми добавками (лимонады),
  • квасы, медовухи и проч.

"Живая вода" является абсолютным лидером Оренбурга на безалкогольном рынке. Ее доля на городском рынке выросла с 34-35%% в 1999г. до 48-49%% в 2003г. Продукция Группы стабильно представлена в 80-100%% предприятий розничной торговли города.

Данные результаты, по нашему мнению, являются следствием того, что нами изначально была разработана миссия предприятия и мы шли не от достигнутого, а к заранее определенной цели.

Стратегической целью и социальной миссией предприятия является установление атмосферы общественного доверия к фирме, понимания общественностью ее коммерческих и некоммерческих задач, направленных на укрепление позиций отечественного предпринимателя, на поддержку и развитие традиционных в данном обществе и регионе культурных ценностей и образа жизни.

Актуальная цель может быть сформулирована как "движение от потребности к продукту": экономически осмысленные потребности в напитках, через производство, привели к определенному набору конкретных товаров. 

Стратегическая цель ориентирует предприятие на возрождение некоторых утраченных, традиционных и неосознанных потребностей, расширение их индивидуального спектра. 

Удовлетворение потребностей более высокого уровня происходит на базе удовлетворения потребностей низших уровней. Таким образом, совершается процесс их роста, усложнения, социально-психологического и духовного развития человека.

Совершенствование потребительских свойств нашей продукции должно отражать и стимулировать этот естественный человеческий рост. Только в этом случае продукция "Живой воды" будет не только еще одним средством удовлетворения первичных потребностей покупателя, но и фактором формирования культуры потребления отечественных напитков и здорового образа жизни.

При этом:

  1. Уровню физиологических потребностей соответствует вода как жидкость для утоления жажды.
  2. Потребности безопасности соответствует экологически чистая вода.
  3. Потребности в принадлежности и причастности соответствует вода отечественная, из местных источников, символизирующая связь человека с его малой и большой Родиной.
  4. Потребности в признании и самоутверждении человека соответствует напиток, признанный покупателем, со своим брэндом.
  5. Потребности в самовыражении человека соответствует напиток, удовлетворяющий индивидуальные (гастрономические, эстетические и прочие) вкусы потребителей разного типа, формирующий осознанные потребности и позволяющий личностно "самовыразиться" в "своем" напитке.

Миссия, как смысл существования предприятия, не может ограничиваться узко экономическими целями удовлетворения первичных - физиологических - потребностей покупателей и, соответственно, прибыли предприятия.

Осознание миссии требует целостного отношения к потребителю и понимания сложной иерархии его человеческих потребностей. Каждый уровень таких потребностей должен находить свое выражение:

  • в целях общества,
  • конкретного предприятия,
  • его продукции.

Социальный аспект миссии предприятия "Живая вода" - формирование культуры потребления отечественных напитков через ее рост от уровня удовлетворения физиологических потребностей в жидкости до уровня индивидуального самовыражения в "своем" напитке.

Миссия предприятия ориентируется на то, что "лестница" потребностей индивида и соответствующих им смыслов продукции должна рассматриваться в широком социальном контексте. В связи с этим, общая пирамида смыслов и задач достраивается до объемного четырехгранника, где 1-ая грань - индивид; 2-ая - Россия (Общество), 3-я грань - предприятие "Живая вода" и 4-ая грань - смысловые уровни нашей продукции.

Инвестируя свои средства в производство продукта, Потребитель, с одной стороны, сохраняет свое здоровье, потребляя сам продукт, удовлетворяет свою потребность, являясь одновременно гарантом возврата инвестиций. С другой стороны, являясь совладельцем бизнеса, Потребитель увеличивает свои доходы. Таким образом, реализуется концепция "быть богатым и здоровым".

Развитие данной системы приведет к расширению производства путем создания новых или развития существующих малых и средних предприятий по производству воды, торговых сетей, объединенных единым брэндом с наработанными стандартами продуктов, процессов и навыков.

С учетом нашего опыта и исходя из стратегии:

  1. Насыщение национального рынка национальными товарами.
  2. Товары должны быть конкурентоспособными в том числе и на мировом рынке",
мы разработали бизнес-модель, основанную на следующих подходах:

  1. Вывод регионального брэнда "Живая вода" на российский рынок, как альтернатива брэндам "Кока - кола", "Пепси - кола" и "Святой источник" путем массированной рекламной поддержки образа.
  2. Тиражирование наработанного нами стандарта качества и технологий, бизнес - процессов, процедур и навыков для малых и средних предприятий в регионах, занимающихся производством воды.
  3. Выход на мировой рынок образа "Живой воды" не только как продукта, но и части жизни Россиян, каким для американцев является "Кока - кола" для позиционирования образа России в мире.

Мы обладаем технологией и практическим опытом внедрения подобного проекта на региональном уровне, командой, способной решать поставленные задачи. Мы готовы, в случае заинтересованности сторон, представить детальный бизнес - план.