ПРОСТЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРАВИЛА РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ

Олег Шевченко, директор по развитию бизнеса, ПАКК, Завен Айвазян, к.э.н., директор проектов, ПАКК

Предисловие

За последние 10 лет большинство крупных, а также многие средние предприятия осуществили тот или иной объем мероприятий, связанных с изменением конфигурации бизнес-систем. Сегодня, когда реструктуризация странным образом снова заявляется многими компаниями в качестве актуальной задачи, представляется целесообразным обобщить предыдущий опыт для получения некоторых выводов и правил того, как нужно и как не нужно проводить реструктуризацию.

Подробное изложение темы выходит за временной формат данного сообщения. Мы будем рассматривать только "выделительный" аспект реструктуризации. Речь пойдет о нескольких правилах выделения тех или иных подразделений, правилах, столь же простых и очевидных по содержанию, сколь сложных в соблюдении, если судить по итогам 10-летней "реструктуризации всей страны":

  • Критерии профильной/непрофильной деятельности зависят от стратегии. Необходимо четко определиться с долгосрочными приоритетами в части определения профильной и непрофильной деятельности, прежде, чем что-либо выделять. Критерии профильной/непрофильной деятельности со временем изменяются.
  • Правильный вопрос - не "что выделять", а "что целесообразно заказывать на стороне". Выделение - не самоцель, а инструмент повышения эффективности. Поэтому критерий принятия решения - возможный выигрыш в эффективности при переводе непрофильных видов деятельности на сервис.
  • Непрофильный бизнес - тоже бизнес. Выделяемый вид деятельности должен стать жизнеспособным бизнесом и эффективным подрядчиком. Он должен обладать необходимым рыночным потенциалом, действовать в конкурентной среде и управляться как полноценная компания.
  • Эффект от реструктуризации "материализуется" службой заказчика. Чтобы получить ожидаемый эффект от реструктуризации, необходимо разделить функции собственника непрофильного бизнеса, от функций заказчика его услуг/продукции. При этом основным инструментом управления эффективностью сервисного обслуживания профильного бизнеса являются детально проработанные правила и процедуры, на основании которых конечные потребители услуг/продукции непрофильного бизнеса (выступающие в качестве заказчиков) взаимодействуют как с внешними, так и с внутренними поставщиками.

Необходимость соблюдения этих очевидных, но почему-то не всегда соблюдающихся правил наглядно иллюстрируется примерами достижений и ошибок реструктуризации.