РОССИЙСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ. КАКИМИ МЫ НУЖНЫ МИРУ?

Капустин Владимир Николаевич, Альфа Интегратор - Баан Евразия (Москва)

МЫ НЕ НУЖНЫ МИРУ?

"Мы не нужны миру". Так ли это? Почему нужен Китай, Южная Корея, Малайзия, Венгрия и Чехия.

Что мы предлагаем миру: "Мы такие хорошие, у нас высокие технологии, у нас такие идеи, мы умеем хорошо производить, покупайте у нас то, что мы умеем производить". А мы такие миру не нужны.

Что требует рынок - удовлетвори требования потребителя. Что требует потребитель - "каче-ство, сроки, цену, персональный продукт".

Готовый продукт

Что мы можем дать:

  • Качество - сомнительное;
  • Сроки - не выдерживают критики;
  • Цена - пока да, но при нашем уровне производительности труда - не на долго;
  • Персональный продукт - не всегда.

Для конечного потребителя - мы не поставщик.

Поставщик компонент.

Что требуется, для вступление в цепочку поставок:

  • Качество;
  • Точно в срок, для обеспечения заказа конечного потребителя;
  • Цена;
  • Быстрое освоение и постоянное совершенствование.

Кто готов к этому?

Сырьевики и первичная переработка - малая номенклатура, неизменяемые продукты, малая добавленная стоимость, возможность поддержания больших буферных запасов от запасов.

Машиностроение, приборостроение, металлообработка - не готовы.

Это тупик?

Японский автопром 70-х. Нет сверхресурсов, нет бренда, есть совершенная система управле-ния производством. Цель - рост прибыли в условиях медленного развития экономики.

Рост прибыли достигается за счет:

  • Сокращения издержек производства путем сокращения потерь;
  • Роста доходов (увеличения доли рынка), через:
  • Организацию всеобъемлющего контроля качества - "Качество выше чем у конкурентов";
  • Поставки персонального продукта для каждого клиента.

Методы достижения целей:

  • Система обеспечение производства "точно в срок" (Just-in-time);
  • Методы "выравнивания" производства продукции, приспособленного к изменениям спроса;
  • Сокращение времени переналадок оборудования;
  • Нормирование работ для обеспечения сбалансированности производственных операций;
  • Рациональное размещение производственного оборудования и использование универсально подготовленных рабочих-многостаночников;
  • Вовлечение персонала в процесс совершенствования производства - "кружки качества";
  • Контроль качества продукции на рабочем месте;
  • Переход на функциональную модель управления.
Результат на лицо.

Что из этого недоступно нашим предприятиям?

Что у нас?

Организация производства на уровне 50-х годов, "производство, ориентированное на стан-дартные требования среднего потребителя при фиксированных планах в условиях неограничен-ных ресурсов".

Что сделано за последние 12 лет - НИЧЕГО.

Проблемы управления производством - на последнем месте, среди приоритетов руководства предприятий.

Кто занимается - НИКТО.

Нет консультантов по производственному и операционному менеджменту.

Где учат - НИГДЕ.

Как работает современное производство учат студенты во всех университетах на западе. В бизнс-школах готовят MBA по этой профессии. У нас - устаревшие программы в ВУЗах, отсутст-вие образования.

Результат - "Мы не нужны миру".

Что делать?

  • Понять и осмыслить проблему, дать ей наивысший приоритет.
  • Найти консультантов или обучить своих людей.
  • Организовать совершенствование производственных процессов, вовлекая в процесс персонал.