Есть ли перспективы у Российского среднего бизнеса?

Захаров Н.Б., ООО «Текс» (Санкт-Петербург)

Тема выступления является своего рода полемической реакцией на посыл организаторов Конференции по поводу складывающегося ощущения «что структура российского бизнеса начинает существенно меняться».

Во-первых, из общих соображений автор бы сказал, что любые структуры меняются постоянно.

Во-вторых, что волнует по-настоящему, скорее складывается ощущение, что российский средний бизнес находится на распутье, угрозы (вызовы) этому бизнесу вот-вот перейдут из количества в качество. И нет оснований надеяться, что основной состав игроков среднего бизнеса сохранится лет через пять.

Под средним бизнесом в данном случае автор понимает компании с годовым оборотом в диапазоне 30-300 млн.дол., представляющие отрасли второго эшелона инвестиционной привлекательности – «пищевка», товары народного потребления, строительные материалы, розничная торговля, лесопереработка и т.п.

Каковы эти угрозы, вызовы, какие особенности среднего бизнеса вызывают беспокойство за его будущее?

  • Финансово-промышленные группы первого эшелона (ТЭК, энергетика, телекоммуникации, металлургия, банки) заинтересовались отраслями второго эшелона
  • Иностранные компании все активнее инвестируют в эти отрасли
  • Российский средний бизнес, как правило, управляется собственниками, которые предпочитают авторитарный стиль управления, неохотно переходят к «регулярному» менеджменту, делегированию. Все это на этапе развитого бизнеса тормозит его развитие, создает неразбериху в компаниях.
  • Высокая динамика развития подобных компаний за последние годы не сопровождалась, однако, существенным повышением их эффективности и производительности, хотя при этом нельзя отрицать, что все эти компании в той или иной форме занимаются финансовым менеджментом, внедрением корпоративных информационных систем, знают, что такое balanced scorecard или activity based costing.
  • Их потенциальным конкурентам (российскому крупному бизнесу и иностранным компаниям) доступны гораздо большие финансовые ресурсы
  • Отдельный вопрос состоит в том, насколько более эффективны и лучше организованы эти могущественные конкуренты. Насчет иностранцев, наверно, можно не сомневаться, но по поводу российского «крупняка» автор уже неоднократно встречался с мнением, что беспорядка у них не меньше, несмотря на внедренныe R3 и международные стандарты отчетности. Тогда в любом случае решающую роль играют финансовые ресурсы.
  • Такой вроде бы отлаженный механизм привлечения финансовых ресурсов как работа с фондами прямых инвестиций не дает даже для успешной компании стопроцентного успеха. Видимо, инвестиционные фонды на примере уже сделанных вложений сделали для себя определенные выводы, стали прагматичнее оценить перспективы выхода. А здесь два работающих варианта: или превращение компании в публичную (что маловероятно для упомянутых финансовых показателей среднего бизнеса), или продажа компании стратегическому инвестору.

К чему автор и ведет. Т.е. мысль, лежащую на поверхности подобного хода рассуждений, можно сформулировать следующим образом: «Владельцам успешных компаний среднего размера целесообразно спланировать свой выход из бизнеса, т.е. подороже его продать сейчас или в обозримом будущем».

Возможные альтернативные варианты рассуждений:

  1. Можно ли опровергнуть предыдущий вывод на основе западно- или восточно-европейского опыта? В каком случае средние компании сохраняются как вид, в каких отраслях, на каких географических рынках?
  2. Семейные компании как частный случай среднего бизнеса или отдельный вид бизнеса в целом – есть ли общие секреты их выживания?
  3. Есть ли смысл в исследованиях на тему определения набора характеристик, который позволил бы компании с большим основанием надеяться на успех, сохранения себя как «боевой единицы» и переход в высшую категорию? Например, выделяются несколько групп таких характеристик: отрасль, организационный стиль, доступ к финансовым ресурсам, использование прогрессивных управленческих технологий, и рассчитывается интегральный численный показатель.