Про бизнес по-русски замолвим слово

Петрова И.М., Кузенков А.Л., ЗАО Минерально -химическая Компания "Еврохим"

Вспомним "Особенности русской национальной охоты" и поговорим сегодня о российских национальных особенностях управления. Как и в "русской охоте" для российского менеджера важен не столько результат, который часто принципиально недостижим на заданном отрезке времени, сколько процесс. Процесс, состоящий из множества сложных ходов, логика которых часто кажется несовместимой с теорией менеджмента.

Особенности российского менеджмента определяются тем, что отстраивание бизнеса на развалинах империи осуществляется в современных условиях впервые. Прецеденты со времен Великого Рима, Британской империи, Третьего Рейха - не в счет. В них не имела место массированная смена социальных и экономических институтов в сочетании с экономической катастрофой эндогенного характера. Пожалуй, наиболее близки к нам китайцы. Но они строят бизнес с гораздо большей растяжкой во времени и без того сумасшедшего развала развитой индустрии, который имел место у нас.

Наши характерные черты примерно следующие. Все надо делать "вчера", поэтому работа невозможна в классической трактовке управленческого процесса. Компенсация отсутствия нормальных условий для решения задач возможна только за пределами формальных рамок ведения бизнеса. По-русски это называется "вкладывать в работу душу". А в более объективных терминах - работа вопреки регламентам, системам оплаты труда и организации трудового процесса, в отсутствии теоретически необходимых исходных данных и предпосылок. Как правило, с дневками и ночевками, выходами в выходные и праздники, с поиском данных по самым неожиданным и нерегламентированным связям. Из нашего опыта общения с заморским коллегами -у них так не принято. Принципиально иное отношение к перспективам развития бизнеса. Если западная школа менеджмента предполагает допустимым браться за управление объектами, явно способными обеспечить предпринимателю доход или способными принести доход с достаточно высокой вероятностью, то русские управляющие могут браться за управление если доход может принести только процесс управления. Сам объект управления при этом может быть в данном процессе уничтожен или обескровлен, главное - ввязаться в драку.

Предприятия - кубики, из которых складывается бизнес, - в крайне изношенном состоянии, с плохим финансовым положением, и с персоналом советской школы (расхлябанным технически и мыслящими категориями социализма экономически).

Кубики часто крупные, а местные рынки не соответствуют производственному потенциалу крупных предприятий.

Из-за этого ключевыми особенностями русской стратегии строительства крупного бизнеса становятся:
· Агрессивный выход на внешние рынки.
· Жесткая борьба с тенденциями к росту затрат, поскольку именно низкие
· затраты обеспечивают проникновение на чужие рынки.
· Обрезание кубиков до рациональных размеров.
· Обрезание финансовых обязательств кубиков (реструктуризации,
· банкротство).

Такое строительство бизнеса настолько увлекательное занятие, что мы рискнули перейти с благополучного, во многом прошедшего эту стадию алюминиевого флагмана на совершенно новый объект: находящийся в стадии формирования холдинг в сфере производства минеральных удобрений.

Наиболее острой проблемой при строительстве бизнеса было отсутствие прозрачности и понимания логики возникновения убытков. Построение <коленочного> управленческого учета, с последующим интегрированием в контур управления затратами стало необходимым условием оптимизации краткосрочных производственных программ и позволило приступить к формированию долгосрочной бизнес -модели предприятий.

Централизация или децентрализация

Вошедшее в холдинг зарубежное предприятие, работающее по международным стандартам ,мягко говоря, с трудом вписалось в нашу систему,и теперь...перестраивается: углубляет разрезы учета, пытается выдавать информацию не только по модели усеченной себестоимости,а на основе принципов АВС-костинга, готовится к увеличению переменной части в системе стимулирования, строчит отчеты для нашей ,с их точки зрения "забюрократизированной" конторы, и т.п.

Таким образом, после включения предприятия в состав нашего холдинга на финансового директора обрушился такой поток запросов и новых требований, что он вынужден менять тактику минимизации затрат путем сокращения экономистов. Данный пример говорит о жесткой необходимости увеличенных, децентрализованных штатов аналитков в условиях неопределенности и авральной работы. О необходимости иметь избыточность, позволяющую всегда выделить человека для того, чтобы он пошел туда, не знаю куда и принес хоть что-то.

Нужен ли русский менеджмент со всем этим добром миру? Нам представляется, что да. По крайней мере, 1/6 его части, где иной, классический менеджмент долго еще не будет понят и принят. Но кто знает, что будет? Особенно после очередной, Альтовской конференции...Наш опыт - это гарантия миру. Гарантия на возможность продолжения менеджмента в условиях, даже когда дует ветер перемен.