"Пятерочка"- Компания-микросхема

Стетой Феликс, вице-президент по коммуникациям и брендовой политике компании "Пятерочка" (Санкт-Петербург)

Большинство признанных профессионалов торгового бизнес - сообщества России с пристальным интересом наблюдают, анализируют и оценивают успехи роста сети "Пятерочка", достигнутые в 1999 - 2002 годах. Сегодня сеть насчитывает 75 магазинов в Санкт-Петербурге и 45 в Москве. К концу текущего года "Пятерочка" обслужит своего 150 миллионного клиента и доведет торговый оборот до 430 миллионов долларов. По данным Национальной Торговой Ассоциации это самый высокий показатель среди розничных сетей в России.

Высокую конкурентоспособность компании на розничном рынке страны, создание магазинов класса "экономичный" универсам в Санкт-Петербурге и Москве, а также нацеленность компании на развитие партнерского бизнеса в ряде регионов страны многие профессионалы бизнеса объясняют различными, зачастую просто фантастическими обстоятельствами и условиями. Однако, основа лидерства и конкурентоспособности сети - это высокая эффективность бизнеса, обусловленная оптимально выбранной бизнес-моделью компании.

Во-первых, "Пятерочка" имеет:
- социально-ориентированную философию (миссию) своего бизнеса направленную на удовлетворение пяти основных запросов Покупателей:
1. гарантированное качество товара,
2. низкие цены,
3. универсальный ассортимент товаров повседневного спроса, состоящий из наиболее покупаемых товарных позиций в каждом сегменте,
4. высокое качество продаваемого товара и обслуживания,
5. удобное местоположение и время работы магазинов;

Во - вторых, "Пятерочка", для достижения поставленной системы целей, главной из которых является - создание самой эффективной в России розничной сети универсамов экономичного класса, действующую под знаком обслуживания "Пятерочка", имеет:
· ярко выраженную общую мотивацию управляющих и специалистов всех уровней Компании на достижение поставленных целей; сложившуюся деловую культуры и деловой имидж по отношению к нашим Покупателям, деловым партнерам и конкурентам;
· тщательно набираемый высокопрофессиональный персонал управленцев и специалистов, проходящий обязательную дополнительную целевую подготовку в Бизнес школе Компании;
· инновационную программу развития своего бизнеса на основе использования современных технологий предпринимательства (отечественных, зарубежных), новых и перспективных инжиниринговых решений при создании и эксплуатации магазинов, транспортно-складских комплексов, центральных офисов сетей, обеспечивающих требуемый уровень качества товаров и обслуживания Покупателей;
· программу создания и продвижения на розничный рынок страны новых собственных Торговых марок;
· собственный уникальный и вместе с тем тиражируемый программный продукт, обеспечивающий информатизацию процессов товародвижения и управления в Компании;
· высококлассную систему менеджмента, позволяющую в сквозном цикле на основе поставленных целей и выбранных стратегий, осуществлять планирование, бюджетирование, учет, контроль, анализ и принятие максимально эффективных и взвешенных оперативных решений;

В-третьих, Компания "Пятерочка" в своем развитии избежала трех типичных ошибок:
1. "плохих" неэффективных бизнес-процессов
2. неуправляемой организационной структуры
3. отсутствия взаимосвязи бизнес-процесс с организационной структурой,

- "Пятерочкой" была очень тщательно и вдумчиво отработана организационно-функциональная структура Компании, с учетом перспективы ее развития;
- был создан необходимый массив бизнес-процессов, разработанных на основе методологии IDEF0, согласно установленных для них критериев (скорость, качество, стоимость выполнения бизнес-процесса, риски потерь при отклонениях от заданного бизнес-процесса) и ограничениям, доступно описанным и оформленным, периодически подвергающимся аудиту с целью упрощения (совершенствования) со стороны владельцев, (разработчиков) бизнес-процессов;
- была установлена сквозная матричная взаимосвязь организационно-функциональной структуры Компании и бизнес-процессовой структуры Компании, согласно которой деятельность (выполнение работ) в Компании не двигаются вверх и вниз вдоль организационно - функциональной структуры, а текут сквозь нее в виде массива (набора) бизнес-процессов (рассматриваемых нами как потоки работ, движущихся от одного исполнителя к другому), и за качество выполнения которых, отвечают их владельцы, причем, на всех этапах выполнения бизнес-процесса владелец процесса "главнее" руководителей организационных подразделений Компании;

В-четвертых, "Пятерочка" постоянно заботится о простоте, ясности, понятности, рациональности и функциональности всех элементов бизнеса от постановки целей и разработки бизнес-процессов до языка общения сотрудников (в рамках разработанного и принятого в Компании глоссария и словаря терминов примерно 800 слов). Реализация принципа: "Упрощай! Говори, пиши, мысли просто, четко, ясно, рационально" является одним из важнейших в системе деловых взаимоотношений для руководителей и специалистов Компании, дает огромный положительный эффект и совершенствует деловую культуры Компании;

В-пятых, "Пятерочка" нацелена на максимально возможный уровень унификации, безусловную воспроизводимость и тиражируемость своего бизнеса, что несомненно является весьма перспективным и привлекательным как для самой Компании так и для ее потенциальных деловых партнеров, в том числе в регионах страны и закладывает основы для построения национального стандарта розничной сетевой торговли. Именно простая и доступная унификация и типизация позволяет минимизировать ошибки и эффективно бороться с наиболее подверженным ошибкам "человеческим фактором".

Перечисленные выше пять основных системно взаимосвязанных составляющих эффективности деятельности Компании позволяют характеризовать Компанию "Пятерочку" как современную динамично развивающуюся бизнес структуру, обладающую безусловно высокой конкурентоспособностью, закрепляющей за Компанией позиции признанного лидера в своем сегменте российского розничного сетевого рынка.

Чтобы наглядно представить и ощутить степень эффективности деятельности уровень конкурентоспособности Компании "Пятерочка", обратимся к аналогии: "Компания - микросхема", вынесенной в название статьи, и проследим определенную похожесть внутреннего устройства, функциональной рациональности, надежности и экономичности Компании, с конструкцией и функциями интегральной микросхемы*)- как наиболее совершенным электронным прибором являющимся основным компонентом современных и перспективных радиоэлектронных средств.

Действительно, если проводить аналогию с системой выводов интегральной микросхемы, то:
- "группой входных выводов Компании - микросхемы" служат: миссия, цели, стратегии, ресурсы;
- "группой №1 выходных выводов Компании - микросхемы" служат: Покупатели, Поставщики, Производители товаров;
- "группой №2 выходных выводов Компании - микросхемы" являются: органы исполнительной власти, стратегические партнеры, конкуренты;
- "группой №3 выходных выводов Компании - микросхемы" служат: уникальность Компании, социальная значимость Компании, воспроизводимость Компании.

Многослойная коммутационная плата, как важнейший функциональный элемент интегральной микросхемы, является аналогом набора иерархически выстроенных, взаимосвязанных, высококачественных бизнес - процессов (и поддерживающих их программного обеспечения) Компании - микросхемы.

Аналогией с корпусом интегральной микросхемы служат философия, идеология и деловая культура бизнеса Компании - микросхемы, которые придают завершенность и целостность восприятия Компании "Пятерочка" как феноменального явления в деловом бизнес сообществе России начала третьего тысячелетия, и которые позволяют вывести формулу дальнейшего развития бизнеса Компании "Пятерочка":

Качество Бизнес процессов ---- Высокая эффективность ------ Безусловная конкурентоспособность ----- Лидерство на российском рынке.


Рекомендуем Вам: материал ИКФ "АЛЬТ" о стратегиях компаний на рынке FMCG и консалтинговый опыт "АЛЬТ" в торговле, дистрибуции и логистике