Расчет потребности в кредитных ресурсах для покрытия дефицита денежных средств при оперативном планировании

Чайков А.В., ОАО "Челябинский трубопрокатный завод" , Челябинск

Одним из способов ликвидации бюджетного дефицита является привлечение заемных средств (кредитов банков). Как оценить эффективность привлечения кредитных средств? Как определить необходимый объем заимствования? На эти вопросы должен ответить финансовый менеджер при составлении бюджета предприятия.

При составлении бюджета предприятия по схеме "снизу" центры ответственности (в дальнейшем ЦО) самостоятельно определяют свои доходы и расходы на планируемый период. В деятельности любого предприятия существуют контрагенты, отгрузка в адрес которых будет производиться в счет увеличения дебиторской задолженности (как правило, это наиболее крупные партнеры). В то же время каждое предприятия имеет поставщиков материальных ресурсов, обязательным условием работы с которыми, является предварительная оплата, что также приводит к увеличению дебиторской задолженности. Таким образом, на предприятии необходимо создание системы стимулирующей ЦО не допускать не обоснованного роста дебиторской задолженности.

Решение вышеназванных проблемы возможно при введении ответственности службы сбыта предприятия за возвратность привлекаемых ресурсов. Формирование плана отгрузки предприятия производится через систему формирования заказов (рис.1). При этом, заказам, отгружаемым в счет увеличения дебиторской задолженности, может быть присвоен особый статус - особо контрольных заказов (ОКЗ). Дальнейший расчет бюджета предприятия позволяет определить расходы на закупку материальных ресурсов на выполнение ОКЗ, которые предприятие будет финансировать за счет заемных средств (основные материалы, энергетические расходы и т.д.). Сумма этих расходов должна покрываться привлекаемыми кредитами. При этом, сумма кредита и проценты за его использование также получают признак соответствующий конкретному ОКЗ. В то же время придание заказу статуса ОКЗ делает необходимым указание срока погашения дебиторской задолженности, тем самым, заставляя ЦО по сбыту продукции внимательно отслеживать возвратность денежных средств. Срок погашения дебиторской задолженности будет являться сроком привлечения кредитных ресурсов.

Часто заказы, размещенные на предприятии, являются переходящими с одного месяца на другой. Кроме того, заказы одного контрагента могут объединяться в группы при наличии общих контрактных условий, образуя так называемые группы ОКЗ.

Установление однозначной связи между привлекаемыми кредитными ресурсами и соответствующими отгрузками позволяет отнести расходы за пользование кредитами на соответствующие сделки. Это дает возможность организовать учет реальных затрат и определение реальной эффективности по контрактам. Таким образом, введение понятия групп ОКЗ в систему бюджетирования предприятия позволяет:

  • рассчитать необходимый объем и сроки привлечения кредитных ресурсов;

  • установить ответственность сбытовых служб за возвратность заемных средств;

  • определить эффективность контрактов с точным разнесением расходов по привлеченным кредитам.