Пенсионные программы региональных корпораций

Ахтямов Р.Э., Комиссия Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, Уфа

Развитие негосударственного пенсионного обеспечения в Республике Башкортостан (РБ) рассматривается в качестве важной цели региональной экономической политики. В свете проводимой в России пенсионной реформы это позволит решить одновременно несколько задач:

  1. Решение проблемы пенсионного обеспечения большинства трудоспособного населения республики;
  2. Привлечение средств для финансирования инвестиций;
  3. Получение возможности регулировать совокупный уровень заработной платы на предприятиях;
  4. Развитие фондового рынка;

По мнению акционерных обществ республики, создание НПФ заключает две привлекательные для них возможности:

Решение проблемы ротации персонала и привлечения новых специалистов. Работник, который раньше выходит на пенсию, получает от АО дополнительное корпоративное пенсионное обеспечение. Предприятие предлагает работнику реальный опцион на ранний выход на пенсию, цена исполнения которого - корпоративная пенсия. При этом АО получает возможность существенно экономить на выплате заработной платы своим пожилым сотрудникам, учитывая, что кадровый состав крупных промышленных предприятий возрастной;

В свете существующих налоговых льгот по социальному и подоходному налогу НПФ является достаточно эффективной схемой выплаты заработной платы. Высшее руководство АО заинтересовано в том, чтобы размер выплачиваемой им корпоративной пенсии был привязан к их текущей заработной плате. Таким образом, корпоративная пенсия является для них по существу дополнительной заработной платой.

Совокупные параметры формирующейся системы НПФ следующие. Нижняя граница пенсионных резервов НПФ в республике задается размером отчислений, включаемым в себестоимость, по договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию (1 процент объема реализуемой продукции (работ, услуг)). Верхняя граница определяется налоговыми льготами по подоходному налогу. Налоговый кодекс (НК) предполагает, что подоходным налогом должны облагаться взносы, выплачиваемые работодателем за своих работников, а не пенсионные выплаты. До 1 января 2002 г. при определении налоговой базы для налога на доходы физических лиц учитываются суммы страховых (пенсионных) взносов в части сумм, превышающих 10 000 рублей в год на одного работника (статья 18 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ).

Исходя из этих условий финансовые ресурсы крупнейших акционерных обществ РБ, направленные на формирование негосударственных пенсионных резервов, могут составить, по нашим оценкам, ежегодно несколько десятков миллионов долларов.

Учитывая, что в РБ в настоящее время действует только 1 (один) небольшой НПФ, можно предположить, что за эти средства развернется конкурентная борьба. Перспективную структуру рынка НПФ республики можно охарактеризовать, как "многополярный мир". Некоторые крупные АО могут присоединиться с существующим крупным пенсионным системам (например, "Газфонд"). При поддержке правительства республики будут предприняты усилия по созданию крупного НПФ республиканского (или же межрегионального значения). Создавать собственные НПФ будут и крупные республиканские банки.

Важнейшей задачей региональной экономической политики должно стать создание условий для реинвестирования значительной части пенсионных резервов в инвестиционные проекты АО на территории РБ. К сожалению, добиться 100% надежного реинвестирования средств в рамках действующего законодательства невозможно. Налоговое законодательство оказывает дестимулирующее воздействие на возможность акционерных обществ реинвестировать средства в собственное развитие. При этом НПФ работают по преимуществу как обычные профессиональные участники рынка ценных бумаг, размещая привлеченные средства на финансовых рынках. Привлеченные средства вкладываются в диверсифицированный портфель ценных бумаг.

По направлениям инвестиций такой фонд корпоративным можно назвать лишь условно, большая часть средств не может быть реинвестирована на предприятии-учредителе фонда, а условия такого реинвестирования невыгодны предприятию. Речь идет о регулятивных издержках при эмиссии ценных бумаг (налог на операции с ценными бумагами в размере 0,08% от номинальной стоимости размещаемых ценных бумаг), налогообложении дивидендов у источника дохода (ставка налога 15% для юридических лиц). Указанные суммы являются фактическими расходами предприятия при получении средств НПФ при эмиссии ценных бумаг.

Существующий порядок налогообложения снижает ценность формирования негосударственных пенсионных резервов с целью финансирования инвестиций предприятий.

Риски, возникающие при размещении значительных пенсионных резервов на российском фондовом рынке, неоправданно высоки и слабо поддаются количественной оценке, поскольку рынок не является эффективным. При этом получаемая доходность не способна обеспечить долговременное покрытие альтернативных издержек подобных инвестиций.

Чистая приведенная стоимость создаваемого НПФ определяется рядом факторов:

  • размером ежегодных отчислений и выплат пенсионерам;
  • нормой доходности инвестиций фонда;
  • альтернативными издержками инвестирования;
  • условиями налогообложения.

 

Для того, чтобы обеспечить компенсацию альтернативных издержек инвестиций, при управлении фондом необходимо обеспечить премию за риск инвестиций фонда (разность доходности фонда и безрисковой ставки процента):

Разность между премией за риск фонда и чистым выигрышем от управления портфелем ценных бумаг фонда соответствует дополнительной доходности, которая необходима для компенсации дополнительного индивидуального риска вложений:

 , где d - совокупный риск фонда, d m - совокупный рыночный риск.

Проведенные нами расчеты показывают, что норма доходности, которую может обеспечить российский финансовый рынок составляет 10-15%, а средневзвешенные затраты на капитал АО республики достигают 20-28% при привлечении финансовых ресурсов в рублях и 9-12,5% при международном финансировании. Таким образом, учреждение пенсионной программы со 100% реинвестированием средств, с точки зрения доходности, намного выгоднее для АО, чем участие в НПФ.

Мы полагаем, Россия должна последовать за развитыми финансовыми рынками, где как вариант поддержки работников компании, вышедших на пенсию применяются программы участия работников в акционерной собственности. Эти деньги используются для покупки акций компании от имени ее работников. Акции остаются в распоряжении компании до ухода работника на пенсию, а потом либо передаются ему, либо зачисляются на его индивидуальный пенсионный счет.

При этом предоставляются существенные налоговые льготы:

взносы компании в программу уменьшают налогооблагаемую прибыль: право вычитать рыночную стоимость акций из налогооблагаемой прибыли;

налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму дивидендов, выплаченных на акции, внесенные в программу участия работников в акционерной собственности, при условии, что эти дивиденды использованы для погашения займа или выплачены в денежной форме участникам этой программы;

Налоговые льготы получают также банки и страховые компании, кредитующие подобные программы.

Учитывая, что степень эффективности российского фондового рынка слабая, то учреждение пенсионной программы выглядит лучшим вариантом и с точки зрения минимизации систематического риска. АО можно представить как инвестора в диверсифицированный портфель реальных активов. При инвестировании средств пенсионных программ в проекты развития топливно-энергетического комплекса (составляющего в РБ основу экономики) дополнительно достигается эффект валютного хеджирования за счет получения доходов от экспорта. При учреждении пенсионной программы также могут быть минимизированы риски платежной, депозитарной инфраструктуры, а также компании по управлению активами, поскольку в пенсионной программе все эти функции выполняет сама корпорация, обеспечивающая контроль за движением денежных средств.

Таким образом, создание корпоративных фондов и корпоративных пенсионных программ является, на наш взгляд, лучшим вариантом дополнительного пенсионного обеспечения работников предприятия.