Возможности создания успешной корпорации через управление затратами

Петрова И.М., Кузенков А.Л., ОАО “Русский алюминий”, Москва

Достаточно распространенным явлением в последнее время стало появление на российском рынке внешне успешных предприятий, образованных в результате быстрого наращивания активов. Этот процесс сопровождается активным инвестированием в собственные активы, созданием новых предприятий, поглощением уже существующих, построением диверсифицированных и многоуровневых бизнес-структур. Характерными чертами такого бизнеса является ориентация на долгосрочное развитие в России, постоянное стремление к росту эффективности, создание технологических цепочек из предприятий материального производства.

Преимущественно, возможность экономической экспансии получили компании, осуществляющие экспортно-импортные операции. Создание таких крупных корпораций, как правило, влечет за собой высокую активность менеджмента в области развития систем управления. Среди первоочередных они решали следующие задачи управления: учет движения товаров и денег, применение сложных схем по выплате зарплаты и оптимизации налогообложения, перераспределение накладных расходов между выпускаемыми продуктами для обеспечения сбыта. Все эти компоненты управленческого учета дали быстрый и существенный эффект.

Построение систем управления, адекватных созданной структуре бизнеса, - процесс во многом эвристический, в котором топ-менеджмент компаний реализует свои представления относительно эффективности возможных управленческих процедур и методик. Многие из них сводятся к развитию задач управленческого учета. На наш взгляд, в этих представлениях почти всегда имеются иллюзии, часть из которых является типичными и неизменно сопутствует руководству корпорациями подобно тому, как молнии сопутствуют раскаты грома.

К числу таких иллюзий можно отнести:

веру в безграничные возможности управленческого учета на уровне мобилизации эффекта схемных решений;

веру в возможности оптимизации на базе глобального автоматизированного учета;

веру в автоматическое получение синергического эффекта после кратного наращивания активов (поглощений или инвестиций на собственных предприятиях).

Попытаемся более трезво взглянуть на перспективы развития корпоративного управления в контексте упомянутых выше заблуждений.

Активное развитие работ по постановке управленческого учета и его распространению на все большее число управленческих задач обусловлено тем экономическим результатом, который получили корпорации на этапе становления. Отметим, что это почти всегда связано с решением задач оптимизации размеров дохода и контроля за общими суммами затрат. К управлению затратами в корпорациях еще почти не приступали из-за их сложности.

Иллюзией является убеждение, что учет параметров бизнеса только на верхнем уровне, уровне учета доходов и суммарных статей затрат, позволит и далее получать столь же хорошие результаты. Государство постепенно ограничивает возможности для извлечения схемных эффектов, а эффект учета составляющих дохода и верхнего уровня статей расходов почти исчерпан.

Нам представляется, что более перспективна постановка задач управленческого учета составляющих затрат с глубоким уровнем детализации показателей.

Иллюзия эффективности глобального учета весьма живучи. Под ними действительно есть объективная основа. Но всеобъемлющий учет пока не находит адекватной стабильной базы. Структура корпораций, условия ее хозяйствования, состав управленческой информации, финансовые, технические и временные возможности столь быстро меняются, что редкая корпорация доживает даже до середины работ по глобальной автоматизации учета. А ресурсы для ведения таких работ требуются весьма значительные. Уважающие себя фирмы – автоматизаторы просят за день работы своего специалиста в среднем не менее 2-3 тыс. долл.

Создавая целостную систему управленческого учета, начинать все же надо с отдельных задач.

Опыт показывает, что быстрое наращивание активов не только не дает положительного эффекта, но даже напротив, почти всегда изначально снижает эффективность корпорации на новом уровне развития.

Рост корпорации должен сопровождаться ростом качества управления, т.е. поиском и мобилизацией эффекта от оптимизации затрат на всех уровня управления.