Управляющие компании – что это?

Недельский В.О., ООО “Антикризисная финансовая компания”, ЗАО “Финансовая группа “Аргос-капитал”, Москва.

  1. Сегодня для многих становится ясно и очевидно, что многие предприятия находятся не в лучшем положении из-за проблем с управлением. Можно было бы сетовать на трудную ситуацию в стране, отсутствие денег, проблемы с кадрами, но, как говорил профессор Преображенский из булгаковского “Собачьего сердца” - “разруха не в стране, а в головах”.
  2. Один из эффективных способов решить проблему управления объектом собственности для самого собственника, является передача функций управляющего органа управляющей компании, специализирующейся на этом бизнесе.
  3. Проблема выбора такой компании на сегодняшний день практически не стоит, из-за их отсутствия. Те компании, которые таковыми называются, в большей своей части образовывались для решения проблем управления конкретными активами, приобретенными, к примеру, в период активной приватизации, и ничем не отличаются от обычного органа управления – Генерального директора или Совета директоров. Это и естественно.
  4. Однако, сегодня в стране уже сформировался, пусть немногочисленный, но класс профессиональных управленцев бизнесами (не только производствами), который умеет работать эффективно в рыночной среде, обремененной российскими сюрпризами.
  5. С другой стороны, осталось огромное количество предприятий, которые еще живы (первичный тест на их востребованность), но слабы, и управлением которых их собственники недовольны. Главный такой собственник – конечно же, государство, в двух своих главных ипостасях: госпакеты акций (РФФИ и Минимущество) и Федеральная Служба по финансовому оздоровлению (банкротное министерство). Другие крупные интересанты – поставщики энергоресурсов – РАО “ЕЭС” в лице региональных АО-энерго и РАО “Газпром” в лице региональных регионгазов и Межрегионгаза.
  6. Также нельзя исключать и обычные частные акционерные общества, особенно с размытыми пакетами или находящие в собственности того директората, которого на рабочем месте застала приватизация.
  7. Все перечисленные собственники обладают властными рычагами для решения вопросов по управлению своей собственностью, но далеко не всегда имеют возможность извлечь из своей власти пользу. Не хватает не просто людей, а команд по управлению сложными имущественными и производственными комплексами.
  8. В связи с этим в последний год то тут, то там звучат высказывания о том, что необходимо создать институт управляющих компаний, которые будут удовлетворять определенным требованиям, лицензироваться и т.д. и т.п.
  9. Действительно, такого рода компании не остались бы без дела, поскольку заполнили бы собой разрыв между большим количеством предприятий, находящихся в руках слабомотивированных владельцев и управленческим творческим потенциалом вышеуказанного слоя менеджеров.
  10. Кроме того, отдельные практические опыты создания такого рода компаний уже есть, работа ведется в рамках сегодняшнего законодательства, пусть и с некоторым риском для обеих сторон в силу статуса первопроходцев.
  11. В частности, ФСФО РФ разработало форму тендера на передачу в управление предприятия, находящегося в стадии конкурсного производства. При этом, конкурсный управляющий делегирует управляющей компании функции органов управления предприятия, за исключением функций, относящихся к исключительной компетенции конкурсного управляющего. Поскольку предприятие является социально значимым, то управляющий одновременно является госчиновником в ранге начальника территориального агентства одной из областей и работа тем самым ведется под двойным контролем – департамента промышленности области и ФСФО. Парадокс и эксперимент заключается в том, что до недавнего времени введение конкурсного производства означало продажу имущественного комплекса и только. В данном случае шла речь о запуске стоявшего производства, находящегося под угрозой полного уничтожения в течение начинающейся зимы. Отработка такого договора позволит ФСФО РФ в подобных критических ситуациях шире использовать опыт управляющих компаний и веселее разгребать завалы российской промышленности.
  12. В аналогичной ситуации находится и РФФИ в части госпакетов акций, остающихся в собственности государства. Ясно, что эффективно влиять на политику всех предприятий, где государство обладает значительными долями, небольшое количество сотрудников Фонда и Министерства государственного имущества не смогут. Также ясно, что достаточно реально в короткие сроки создать механизм привлечения управляющих компаний к работе с госпакетами или с конкретными предприятиями, а также механизм их отбора, контроля и лицензирования.

Будем надеяться, что поднятая проблема будет решаться государством, тем более, что все чаще мы видим, по мере смены поколений госчиновников, в креслах людей принимающих решения, умных и по государственному мыслящих людей. А пока мы будем работать, ставя во главу угла не столько законодательство, сколько взаимное доверие, рекомендации, опыт работы и пословицу о риске и шампанском.