Реструктуризация российских предприятий и привлечение иностранных инвестиций

Земко А., Адами Э., компания Corporate Solutions, Великобритания

Основная часть консультационных проектов "Corporate Solutions" связана с работой на предприятиях СНГ по подготовке к привлечению инвестиций или по использованию уже полученных инвестиций. Руководителей многих российских предприятий волнуют следующие два вопроса:

  • какие факторы удерживают иностранных потенциальных инвесторов от принятия решения об инвестировании;
  • что необходимо осуществить для повышения инвестиционной привлекательности предприятия-реципиента.

Остановимся на некоторых аспектах реструктуризации предприятий и привлечения иностранных инвестиций. Для начала следует признать, что сам термин “реструктуризация” используется по-разному и пока еще не нашел четкого однозначного определения ни в законодательных документах, ни в научной литературе, ни в понимании консультантов и менеджеров предприятий. Исключив из рассмотрения реструктуризацию как “прощение” долгов или как процесс окончательного расформирования предприятий-банкротов, имеет смысл применить этот термин к реформированию, нацеленному на выход из кризиса, на развитие предприятия и достижение позитивных результатов. В нашем понимании, реструктуризация - это меры, направленные на повышение эффективности работы предприятия, внедрение коммерчески ориентированной системы управления, повышение конкурентоспособности, развитие навыков управления изменениями, и ведущие, в конечном итоге, к повышению инвестиционной привлекательности предприятия.

Инвестиции действительно нужны предприятиям. Типичному российскому производителю инвестиционные средства крайне необходимы для модернизации мощностей (степень физического износа основных фондов в большинстве компаний достигла критического уровня), закупки современного оборудования, проведения НИОКР и запуска в производство новых видов продукции, развития функции маркетинга и дистрибьютерской сети, освоения экспортных рынков и т.д.

Потенциальные источники долгосрочного финансирования этих потребностей можно классифицировать и кратко охарактеризовать следующим образом:

Государственные субсидии – маловероятно, что государство будет в состоянии отыскать необходимые средства при нынешнем состоянии экономики и бюджетной сферы;

Средства мелких акционеров и населения – неудачный опыт с финансовыми пирамидами, вероятно, надолго отбил желание у населения и мелких акционеров вкладывать деньги в акции и облигации компаний;

Средства российских банков – здесь есть некоторая перспектива, но пока запускаются новые транши ГКО и пока спекуляции на фондовом рынке приносят несоизмеримо большую выгоду, ожидать инвестиций в реальный сектор экономики трудно;

Крупные российские инвестиционные или финансово-производственные структуры – этот источник, по-видимому, должен рассматриваться как один из наиболее перспективных;

И наконец, иностранный банк, компания или инвестиционный фонд

Рассмотрим более подробно эту последнюю категорию потенциальных инвесторов, учитывая, что она для нашей компании в существенной степени знакома и предсказуема.

Что же может привлечь иностранных инвесторов в российском предприятии и повысить степень доверия между будущими партнерами? На наш взгляд - три момента: жизнеспособный бизнес или привлекательная бизнес-идея, внедрение инициатив по реструктуризации и стремление найти “общий язык” с потенциальным инвестором.

Жизнеспособный бизнес или привлекательная бизнес-идея. Наличие этого элемента будет проверяться иностранным партнером по многим признакам, но внимание будет главным образом сосредоточено на двух факторах:

квалифицированное, энергичное, способное руководство предприятия, желающее позитивных перемен;

на предприятии существует обоснованное, хорошо проработанное инвестиционное предложение, которое руководство не просто “поддерживает”, но действительно верит в него.

Стремление найти “общий язык”. Одним из ключевых факторов успеха является стремление российской стороны к пониманию интересов, запросов и специфики деятельности потенциального иностранного партнера. Необходимо достичь не просто языкового понимания, хотя и оно крайне важно в налаживании парнерских взаимоотношений, но и взаимопонимания по таким вопросам как формат финансовой отчетности, прозрачность системы учета, соблюдение договоренностей (особенно данных устно), информационная система управления и т.д.

Инициативы по реструктуризации. Проще говоря, потенциального иностранного инвестора будет интересовать, каким образом российский партнер навел, наводит или собирается наводить порядок в “собственном доме”. В частности, имеется в виду следующее:

меры по повышению “прозрачности” учета и финансового менеджмента (ведение бухучета и составление отчетности в соответствии с МСБУ, внедрение бюджетирования и постановка управленческого учета, внедрение информационной системы управления и др.);

инициативы по оптимизации организационной структуры, подготовке и сертификации системы управления качеством (например, на стандарты серии ISO 9000), организации соответствующей службы маркетинга и продаж, совершенствованию методов и системы обучения персонала и т.д.

На наш взгляд, в процессе инвестиционного планирования и налаживания отношений с иностранным инвестором на российском предприятии часто упускается из вида очень важный этап. Называть его можно по-разному: “Подготовка к инвестированию”, “Внедрение мер по реструктуризации” или “Наведение порядка в “собственном доме””. Вывод сделать можно только один - к серьезному иностранному инвестору нужно обращаться хорошо подготовленным, ясно продемонстрировав свое стремление эффективно управлять уже имеющимися в распоряжении ресурсами и системами.

В заключение на примере двух российских предприятий демонстрируется как успешно проведенная реструктуризация привела в итоге к повышению инвестиционной привлекательности и получению доступа к внешним источникам финансирования.