Анализ бизнес-процессов как один из элементов управления

А.А. Гуковская, Генеральный директор ЗАО “Риск-Менеджмент Технологии”, сотрудник кафедры Управления финансовыми рисками Государственного Университета Управления

Данная статья посвящена теоретическим и прикладным вопросам использования процессного управления, а также  анализу и оптимизации бизнес процессов организации. Статья будет полезна для тех, кто изучает вопросы управления бизнес процессами на предприятии.

При всем многообразии методов анализа деятельности компаний существующих и активно использующихся в современной практике управления, анализ бизнес-процессов занимает особое место в силу целого ряда причин. Принципиальная особенность подобного анализа состоит в том, что он позволяет увидеть всю совокупность операций предприятия (компании), приводящую (не приводящую) к созданию добавочной стоимости. Подобное видение не просто информирует, а подталкивает менеджмент к изменению парадигмы мышления, ракурса оценки, широты охвата проблем, связанных с текущей деятельностью.

В конце 90-х годов, когда на рынке стала ощутима конкуренция, и рентабельность деятельности предприятий стала резко падать, руководители ощутили огромные сложности при попытках оптимизировать затраты, чтобы продукция (услуги) оставалась одновременно и прибыльными и конкурентоспособными. В этот момент четко обозначилась необходимость иметь перед глазами модель деятельности предприятия, которая отражала бы все механизмы и принципы взаимосвязи различных подсистем в рамках одного бизнеса.

Термин “бизнес-процесс” был введен в управленческий обиход достаточно давно авторами нашумевшей книги “Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе”. Важно, что ввиду оцененной практической значимости данного подхода, были разработаны и внедрены формализованные подходы к анализу существующих и моделированию оптимизированных бизнес-процессов.

"Моделирование бизнес-процессов" пришло в управленческую практику одновременно с появлением на рынке сложных программных продуктов, предназначенных для комплексной автоматизации управления предприятием. Подобные системы всегда подразумевают проведение детального анализа деятельности компании (до появления соответствующего программного обеспечения использовался метод “оберточной бумаги”). В результате выявляются существующие "узкие места" в различных аспектах деятельности компании.

Существует целый ряд методологий и стандартов, а также построенных на их основе программ, позволяющих производить данные операции достаточно строго. Надо сказать, что вклад отечественных разработчиков в этой области пока не заметен и все, кому приходится сталкиваться с решением задач формализации бизнес-процессов компании вынуждены обращаться к существующим западным разработкам.

Данная работа посвящена некоторым практическим аспектам моделирования бизнес-процессов в структуре действующего концерна, чей основной профиль деятельности связан с предоставлением транспортно-экспедиторских услуг российским и зарубежным компаниям.

Проблема создания эффективно действующей структуры на рынке транспортно-экспедиторских услуг или реорганизация действующей структуры достаточно сложна и многоаспектна. Решение подобной задачи не может быть осуществлено отдельными мероприятиями, в любом случае это должен быть целый комплекс мер, осуществляемых согласованно, в рамках единой модели. При построении базовой модели бизнес-процессов (модель “так как должно быть”) использовался пакет BPWin методологии SADT (Structured Analysis and Design Technique). Формализация бизнес-процессов Концерна в категориях данной модели позволила четко разграничить функции подразделений и отделов, выделить основные зоны ответственности, описать связи между подразделениями, формализовать информационные потоки внутри Концерна, определить основные точки контроля.

Дальнейшие преобразования в Концерне осуществлялись и осуществляются на базе разработанной модели бизнес-процессов по следующим направлениям:

     

  • преобразование организационной структуры;

     

  • формализация финансово-хозяйственной деятельности;
  •  

  • унификация операций делового цикла;
  •  

  • внедрение принципов эффективности и бюджетирования в оперативную деятельность.

Необходимым условием реализуемости предложенной концепции реорганизации структуры Концерна (компании), и, следовательно, системы и принципов управления, является детализация и формализация операций, составляющих бизнес-процессы (или деловой цикл). В том случае, если данная операция осуществляется на этапе моделирования бизнес-процессов, это освобождает от дальнейших корректировок, которые не всегда очевидны на этапе проектирования. Основные связи внутри системы целесообразно проектировать, и впоследствии внедрять, исходя из логики и последовательности операций, составляющих бизнес-процесс компании.

Построенная подобным образом структура является функциональной и гибкой, ввиду того, что она изначально ориентирована и построена на базе бизнес-процессов компании. Кроме того, с точки зрения организационной иерархии структура является горизонтально ориентированной, что дает значительные преимущества, как в нестабильной, так и в агрессивной рыночной среде.

Рисунок 1. Этапы реорганизации компании на базе модели бизнес-процессов

Последовательность и содержание осуществленных разработок в рамках реорганизации деятельности Концерна на базе модели бизнес-процессов представлены на рисунке 1. Условно весь процесс реорганизации разделен на несколько последовательных этапов, каждый из которых является логическим продолжением предыдущего.

Очевидно, что подобный механизм эффективен только при условии отлаженных и формализованных базовых бизнес-процессов компании (разработанной и реализованной модели). Возникает необходимость периодической коррекции модели с учетом изменившихся параметров функционирования системы (как внутренних, так и внешних).

Рассмотренная процедура построения и реализации модели бизнес-процессов компании (Концерна) достаточно продолжительна по времени (от 3 до 6 месяцев), сроки зависят от размера компании, сложности производственных операций и целого ряда параметров, характеризующих бизнес компании в целом.


С самого начала своей деятельности консалтинговая компания "АЛЬТ" реализует проекты по анализу и оптимизации бизнес процессов, совершенствованию системы управления, управлению бизнес-процессами на предприятии, внедрению организационных изменений.

Следует отметить, что подход консультантов "АЛЬТ" к анализу и оптимизации бизнес процессов компании отличается от классического подхода консультантов по реинжинирингу бизнес процессов. В этом плане Вы можете ознакомиться с описанием услуги "АЛЬТ" ИКФ по анализу и оптимизации бизнес-процессов и повышению эффективности управления в компании , а также - со статьей В. Евдокиенко о процессном подходе в управлении. Консультанты "АЛЬТ" отдают приоритет целевому подходу и подходу от бизнес-задач при осуществлении консалтинговых проектов по совершенствованию управления бизнес процессами на предприятии.

Опыт консультантов "АЛЬТ" представлен в разделе консалтинговых проектов "АЛЬТ" ИКФ