Управление инновациями в судостроении: состояние и проблемы

Горбач В., Рыманов В., ЦНИИ технологии судостроении, С.-Петербург

Судостроение - наукоемкая отрасль с длительным циклом изготовления продукции. Строительство в России кораблей и морских судов различного водоизмещения (до 60 тыс. тонн) требует от 9 месяцев до 2-3 лет - от момента запуска металла в обработку до швартовных и ходовых испытаний готового судна. В процессе проектирования и изготовления современного корабля (судна) участвуют до 100 и более предприятий различных отраслей – судостроения, металлургии, энергетического и специального машиностроения, приборостроения, радионавигации и связи, химпрома и т.д.

Проблема создания кораблей и судов новых поколений для обновления флота России требует серьезных инноваций в технологии и организации производства, обновления и модернизации мощностей отечественной судостроительной промышленности. Целью этих инноваций и модернизации является сокращение удельной трудоемкости в 3-4 раза и длительности цикла постройки судов не менее чем в 2 раза, обеспечение необходимого уровня качества продукции. Без достижения этих показателей говорить о конкурентоспособности российского судостроения, о его развитии в 21 веке нет оснований. Решить эти вопросы можно, как показывает зарубежный опыт, только на основе инноваций и современных информационных технологий.

Управление инновационными процессами технологии и организации производства в судостроительной отрасли – одна из основных функций ГНЦ ЦНИИ Технологии Судостроения. ГНЦ ЦНИИ ТС - ведущий проектно-технологический центр судостроения России. В составе института – научно-исследовательские, технологические, конструкторские подразделения, опытно-промышленное производство, экспортно-промышленная фирма, головная проектно-строительная фирма “Союзпроектверфь”, КБ рыбопромысловых судов “Восток”, КБ “Армас” по созданию специальной судовой арматуры, программно-вычислительный центр. ЦНИИТС участвует в выполнении государственных заказов, имеет многолетний опыт создания новых мощностей и технологического оборудования для предприятий судостроения, смежных отраслей и на экспорт.

Институт разрабатывает и реализует долгосрочные целевые программы обновления технологии в судостроении и схемы развития и модернизация мощностей на основе анализа существующего потенциала с целью повышения конкурентоспособности российского судостроения.

Одним из примеров разработок института по проблеме обновления рыбопромыслового флота России является инвестиционный проект “Российский траулер”. Этот проект предусматривает создание и освоение производства новых малых и средних морозильных траулеров на верфях России (в т.ч. в Северо-Западном федеральном округе) с передачей их в эксплуатацию российским заказчикам на условиях финансового лизинга.

Проект имеет особое экономическое и социальное значение для сохранения и развития рыбопромыслового судостроения в России , в особенности, северо-западных регионах.

Проблема обновления промыслового флота России чрезвычайно актуальна, т.к. к 2005 г. по нормативам подлежит списанию более 75 % судов. Количество малых и средних траулеров, необходимых для обновления промыслового флота за ближайшие 5 лет должно составить не менее 150 ед.

В 1999-2000 гг. ЦНИИ ТС (КБ “Восток”) разработал технические проекты принципиально новых для отечественного флота судов - среднего и малого траулера, отвечающие современным требованиям.

Проект предусматривает привлечение внебюджетных инвестиций для постройки траулеров (см. рис.), в т.ч. средств заказчика - 15%, зарубежного инвестора – поставщика оборудования по товарному кредиту – 45 %, кредитов банка – 40 %, а также необходимые меры государственного содействия инвесторам и лизингополучателям судов в регионах. Проект пользуется поддержкой Администрации Санкт-Петербурга, Архангельской, Мурманской и Ленинградской областей, республики Карелия, Госкомрыболовства России и Российского Агентства по судостроению, с которыми институт постоянно сотрудничает по данной проблеме.

Определены реальные заказчики судов и инвесторы, в т.ч. зарубежные фирмы-поставщики судового оборудования по долгосрочному товарному кредиту. Финансовые обязательства по лизинговым договорам предусматривают полную прозрачность заказчиков траулеров по объемам добычи и реализации рыбопродукции в период лизинга новых судов.

Для реализации инвестиционного проекта “Российский траулер” в каждом конкретном регионе ЦНИИ ТС разрабатывает целевые региональные Программы развития промыслового судостроения, рыболовства и рыбопереработки (в Мурманской области, Санкт-Петербурге, Архангельской, Ленинградской области, Карелии), которые затем рассматривает, согласовывает и утверждает Администрация соответствующего региона.

Высокая бюджетная эффективность Программ и проекта в целом определяется:

     

  • использованием научно-производственного потенциала судостроения каждого региона для постройки современных траулеров,
  •  

  • целевым квотированием эффективных законопослушных рыбодобывающих предприятий региона, которые будут строить новые суда на верфях региона, а не за рубежом,
  •  

  • увеличением объема добычи и береговой рыбопереработки на предприятиях региона,
  •  

  • расширением экономических интеграционных связей регионов с европейскими фирмами-поставщиками современного судового и рыбообрабатывающего оборудования, в т. ч. на береговые объекты (рыбокомбинаты) для обеспечения выпуска качественной продукции на внутренний рынок и на экспорт.

Главным условием организации финансирования постройки и лизинга траулеров является предоставление Администрацией субъекта федерации гарантий выделения целевых квот на добычу рыбы - на расчетный период окупаемости новых судов. Необходимо также предоставление субъектом федерации определенных гарантий инвесторам, выделяющим средства для строительства и лизинга судов.

Специального решения Правительства РФ или субъекта федерации требует вопрос выделения целевых квот рыбодобывающим предприятиям – лизингополучателям новых судов на весь расчетный период их окупаемости. Реализация проекта позволит бюджету соответствующего региона сократить потери из-за недогрузки своих верфей и увеличить объемы добычи и реализации рыбопродукции собственного производства.

Эффективность управления инновациями в судостроении (как и в других наукоемких отраслях) тесно связана с расширением сферы управления, с вовлечением в процесс управления не только разработчиков и изготовителей продукции, но и заказчиков новых изделий и потребителей их конечной продукции. Так, проект “Российский траулер” предусматривает охват всех участников цепи (включая “клиентов нашего клиента”): разработчик траулеров – судостроительный завод – рыбодобывающее предприятие, заказавшее судно – рыбокомбинаты для переработки рыбопродукции на берегу и фирменные магазины по реализации рыбопродукции населению в субъекте федерации. Обязательным является также создание механизма государственного регулирования на федеральном и региональном уровне процессов обновления и развития конкурентоспособных наукоемких отраслей промышленности – с использованием мирового опыта стимулирования инновационного развития наукоемких отраслей.


Рекомендуем ознакомиться с опытом ИКФ "АЛЬТ" в судостроении: консалтинговый проект оптимизации затрат на Волгоградском судостроительном заводе