Новые инструменты региональной экономической политики

Р.Э. Ахтямов, Комиссия по рынку ценных бумаг Республики Башкортостан, Уфа

Республика Башкортостан как ведущий субъект РФ с развитой промышленностью сохранила управляемость народнохозяйственным комплексом. В важнейших отраслях экономики созданы и успешно функционируют крупные акционерные общества с преобладающим участием республики. Процесс привлечения частных инвестиций и перестройки системы управления предприятиями имеет особую важность для предприятий республики. В процессе подготовки предприятий к привлечению инвестиций следует выделить две группы проблем, для решения которых необходимы новые инструменты региональной экономической политики.


Инструмент 1: Создание интерактивной системы раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг

Руководству компаний необходимо предпринять определенные меры по завоеванию доверия инвесторов. Основой стратегии в отношениях с инвесторами должны стать следующие моменты:

  1. Подход с точки зрения инвестора. Это означает, что руководство должно максимально удовлетворить спрос потенциальных инвесторов на информацию о предприятии и наладить эффективное взаимодействие с ними.
  2. Открытость. Это означает, что в ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг должен быть представлен максимум информации о предприятии.
  3. Престиж компании. Всегда следует помнить, что отчет компании представляет лицо компании. Сведения, представленные в отчете, свидетельствуют об уровне компетенции руководства, понимании им своей долгосрочной стратегии на рынке, эффективном управлении персоналом.
  4. Качество отчета должно быть постоянным. Предприятия должны постоянно контролировать качество заполнения отчетности. И представлять сведения, примерно, в одинаковом объеме.
  5. Оперативность. Эмитенты должны строго соблюдать сроки заполнения отчетности.
  6. Необходимо установить обратную связь в отношениях с инвесторами: анализировать их запросы и вести по ним базу данных.

Процесс привлечения инвестиций означает замкнутую систему, на предприятии должна быть создана система контроля за степенью удовлетворенности инвестора. Инвесторы называют одним из основных препятствий для инвестиций в региональные ценные бумаги недостаток информации об эмитентах. Необходимо отметить, что работа по раскрытию информации через “Интернет” проводится ФКЦБ и НАУФОР. В результате проводимых мероприятий растут объемы операций с корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке. Причем прирост достигнут в основном за счет операций с торгуемыми акциями, в число которых входят эмитенты, финансовая отчетность которых отличается высокой степенью прозрачности для участников рынка.

Вместе с тем существуют недостатки в функционировании системы раскрытия информации, которые снижают эффективность проводимых мероприятий. Существующие системы раскрытия информации не обеспечивают установления обратной связи с инвесторами, выделения целевых групп инвесторов, оперативного реагирование на их запросы. Обратная связь в этих системах налажена лишь с поставщиками информации, т.е. с эмитентами. При этом не удается проконтролировать степень удовлетворенности потенциальных инвесторов качеством поступающей информации.

В связи с этим возникает необходимость интерактивной (с обратной связью) системы раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг. В числе мероприятий по созданию такой системы необходимо предусмотреть следующие:

  1. На web-странице необходимо установить “гостевую книгу” и анкету инвестора для установления обратной связи с инвесторами и определения целевых групп пользователей (инвесторов);
  2. Следует установить индивидуальные счетчики обращений к конкретным материалам на web-странице и, в первую очередь, к конкретным эмитентам. Это позволит определить эмитентов, наиболее популярных у инвесторов. По данным эмитентам необходимо проводить анализ финансового состояния, включив пояснительную записку и др. материалы (возможно на англ. яз.). Необходимо осуществлять оперативную обработку поступающих обращений инвесторов с целью более полного удовлетворения их интереса к информации об эмитентах.

Указанные мероприятия могут быть расширены за счет организации встреч инвесторов с представителями эмитентов, организации презентации предприятий-эмитентов и т.п.

Инструмент 2: Создание системы оценки работы акционерных обществ с участием государства и представителей государства в акционерных обществах.

В связи с этим необходимо разработать систему показателей оценки эффективности деятельности акционерных обществ с государственной долей, которая приводила бы к их рейтинговой оценке. Работа по рейтинговой оценке АО может быть возложена на межведомственную комиссию. Необходима также система рейтинговой оценки деятельности представителей государства в АО. Основой для оценки могут стать результаты рейтинга АО, указанного выше. Оценкой деятельности представителей государства могла бы заниматься комиссия, состоящая из представителей государства в успешных АО (по результатам рейтинга) и представителей государственных органов. При этом необходимо предусмотреть систему отсева представителей государства в неуспешных АО. Система оценки может базироваться на методике финансового анализа, разработанной фирмой “Альт”.

Такие меры позволят, на наш взгляд, повысить эффективность региональной экономической политики и будут способствовать интенсификации процесса привлечений инвестиций в экономику Республики Башкортостан.