Обратите внимание, Вы находитесь на старой версии нашего сайта. Она больше не обновляется.
Новая версия сайта

Новые инструменты региональной экономической политики

Р.Э. Ахтямов, Комиссия по рынку ценных бумаг Республики Башкортостан, Уфа

Республика Башкортостан как ведущий субъект РФ с развитой промышленностью сохранила управляемость народнохозяйственным комплексом. В важнейших отраслях экономики созданы и успешно функционируют крупные акционерные общества с преобладающим участием республики. Процесс привлечения частных инвестиций и перестройки системы управления предприятиями имеет особую важность для предприятий республики. В процессе подготовки предприятий к привлечению инвестиций следует выделить две группы проблем, для решения которых необходимы новые инструменты региональной экономической политики.


Инструмент 1: Создание интерактивной системы раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг

Руководству компаний необходимо предпринять определенные меры по завоеванию доверия инвесторов. Основой стратегии в отношениях с инвесторами должны стать следующие моменты:

  1. Подход с точки зрения инвестора. Это означает, что руководство должно максимально удовлетворить спрос потенциальных инвесторов на информацию о предприятии и наладить эффективное взаимодействие с ними.
  2. Открытость. Это означает, что в ежеквартальном отчете эмитента эмиссионных ценных бумаг должен быть представлен максимум информации о предприятии.
  3. Престиж компании. Всегда следует помнить, что отчет компании представляет лицо компании. Сведения, представленные в отчете, свидетельствуют об уровне компетенции руководства, понимании им своей долгосрочной стратегии на рынке, эффективном управлении персоналом.
  4. Качество отчета должно быть постоянным. Предприятия должны постоянно контролировать качество заполнения отчетности. И представлять сведения, примерно, в одинаковом объеме.
  5. Оперативность. Эмитенты должны строго соблюдать сроки заполнения отчетности.
  6. Необходимо установить обратную связь в отношениях с инвесторами: анализировать их запросы и вести по ним базу данных.

Процесс привлечения инвестиций означает замкнутую систему, на предприятии должна быть создана система контроля за степенью удовлетворенности инвестора. Инвесторы называют одним из основных препятствий для инвестиций в региональные ценные бумаги недостаток информации об эмитентах. Необходимо отметить, что работа по раскрытию информации через “Интернет” проводится ФКЦБ и НАУФОР. В результате проводимых мероприятий растут объемы операций с корпоративными ценными бумагами на фондовом рынке. Причем прирост достигнут в основном за счет операций с торгуемыми акциями, в число которых входят эмитенты, финансовая отчетность которых отличается высокой степенью прозрачности для участников рынка.

Вместе с тем существуют недостатки в функционировании системы раскрытия информации, которые снижают эффективность проводимых мероприятий. Существующие системы раскрытия информации не обеспечивают установления обратной связи с инвесторами, выделения целевых групп инвесторов, оперативного реагирование на их запросы. Обратная связь в этих системах налажена лишь с поставщиками информации, т.е. с эмитентами. При этом не удается проконтролировать степень удовлетворенности потенциальных инвесторов качеством поступающей информации.

В связи с этим возникает необходимость интерактивной (с обратной связью) системы раскрытия информации об эмитентах ценных бумаг. В числе мероприятий по созданию такой системы необходимо предусмотреть следующие:

  1. На web-странице необходимо установить “гостевую книгу” и анкету инвестора для установления обратной связи с инвесторами и определения целевых групп пользователей (инвесторов);
  2. Следует установить индивидуальные счетчики обращений к конкретным материалам на web-странице и, в первую очередь, к конкретным эмитентам. Это позволит определить эмитентов, наиболее популярных у инвесторов. По данным эмитентам необходимо проводить анализ финансового состояния, включив пояснительную записку и др. материалы (возможно на англ. яз.). Необходимо осуществлять оперативную обработку поступающих обращений инвесторов с целью более полного удовлетворения их интереса к информации об эмитентах.

Указанные мероприятия могут быть расширены за счет организации встреч инвесторов с представителями эмитентов, организации презентации предприятий-эмитентов и т.п.

Инструмент 2: Создание системы оценки работы акционерных обществ с участием государства и представителей государства в акционерных обществах.

В связи с этим необходимо разработать систему показателей оценки эффективности деятельности акционерных обществ с государственной долей, которая приводила бы к их рейтинговой оценке. Работа по рейтинговой оценке АО может быть возложена на межведомственную комиссию. Необходима также система рейтинговой оценки деятельности представителей государства в АО. Основой для оценки могут стать результаты рейтинга АО, указанного выше. Оценкой деятельности представителей государства могла бы заниматься комиссия, состоящая из представителей государства в успешных АО (по результатам рейтинга) и представителей государственных органов. При этом необходимо предусмотреть систему отсева представителей государства в неуспешных АО. Система оценки может базироваться на методике финансового анализа, разработанной фирмой “Альт”.

Такие меры позволят, на наш взгляд, повысить эффективность региональной экономической политики и будут способствовать интенсификации процесса привлечений инвестиций в экономику Республики Башкортостан.