С чего начинать реформирование управления

О.Д. Зеленина, ИКФ "Новое Решение", Екатеринбург

Если рассматривать управление как функцию по определению целей, выработке решений по их достижению и побуждению исполнителей к действиям в нужном направлении, то ключевая проблема организации эффективного управления предприятием – это проблема формирования эффективной системы планирования.

Большинство руководителей под планированием понимает расчет плановых показателей и их оформление в систему планов. Поэтому в основном практикующий менеджмент придерживается следующих взглядов:

а) если на предприятии в начале планового периода регулярно появляется бумага (или целый пакет бумаг) под названием план, то планирование существует,

б) если планы рассчитываются для всех подразделений, но планирование комплексное,

б) если, кроме того, по результатам деятельности производятся расчеты отклонений плановых показателей от фактических, то планирование грамотное,

в) если эти отклонения невелики, то планирование успешное.

Соответственно в глазах руководства предприятия организация планирования становится узкой задачей экономических служб – отделов планирования. Заключается она в подборе и использовании новых более эффективных показателей. К сожалению именно так планирование воспринимают и сами экономические службы. Поэтому развитие планирования связывают с решением вопроса "как посчитать", что по уровню сложности на самом деле является вторичным по отношению к вопросу "как это использовать".

В действительности, всю систему комплектации экономических показателей, основу которых составляют показатели системы планов и нормативная база для их расчета, должна определять:

  1. востребованность данных показателей при принятии руководством конкретных управленческих решений, выполнении работ по организации их выполнения;
  2. возможность их расчета на основе допустимых изменений принятой системы учета;
  3. представление исполнителям в форме, отражающим их непосредственную деятельность.

Поэтому главные ограничения в формировании эффективной системы планирования связаны с неспособностью руководителей разных уровней (начиная с высшего руководства предприятия):

  • четко сформулировать задачи для подчиненных структур в виде целевых установок;
  • согласовать распределение задач между исполнителями в форме требуемого от них конечного результата (от каждой структуры);
  • гибко определить последовательность их достижения.

Вторая группа проблем связана с недоучетом роли регламентации в оформлении процесса планирования. Осуществление любых преобразований требует сохранения согласованного документооборота в связке:

  • организация производственного процесса;
  • организация бухгалтерского учета;
  • организация планирования;
  • системы управления (функции, полномочия, обязанности).

Практика показывает, что регуляризация менеджмента является жизненной необходимостью для большинства российских предприятий, особенно крупных. Существующие системы страдают:

  • ограниченностью – наличием жестко определенных, но формально не закрепленных схем и механизмов функционирования,
  • несогласованностью отдельных частей.

Это затрудняет осуществление реальных изменений во всех элементах системы управления, в том числе организации планирования.

Менеджменту российских предприятий приходится доказывать, что регламентируемое управление упрощается за счет выведения повторяемых элементов в стандартные процедуры. Что это существенно экономит время руководителя: при возникновении повторяемой ситуации ему не нужно анализировать положение, оценивать альтернативы, разрабатывать методы решения, выбирать исполнителя, объяснять ему его задачи. Достаточно вовремя переданной исполнителю информации, что само по себе будет сигналом о необходимости определенного действия с его стороны. Подобные сигналы и есть задача формирования системы плановых показателей и информации для корректировки действий исполнителей по их достижению.

Таким образом, организационная структура, система управления, механизм функционирования предприятия в отображенной, снятой форме присутствуют в системе планов (см. Схема "Формирование системы планов"). А система планирования отражает и формирует реальную систему распределения задач, функций, обязанностей\полномочий по распоряжению ресурсами, собственно саму суть структуры управления предприятием. Поэтому при решении вопросов, связанных с повышением эффективности управления предприятием, неизбежно возникает потребность в совершенствовании организации планирования. Попытка ограничить данную задачу диагностикой и реформированием элементов системы учета, не изменяя прочих элементов управления, заранее обречены на неуспех или ограниченность результата по времени действия и локальность по масштабам проявления.