Формирование стратегии развития университета экономического профиля

С.А. Мохначев, Удмуртский государственный университет, Технопарк "Удмуртия", Ижевск

Задачи управления в учебном заведении подразделяются на две группы: стратегические и тактические. К стратегическим относятся: выбор пути продвижения предлагаемых образовательных услуг и продуктов (далее по тексту - ОУП), привлечение инвесторов и партнеров, разработка плана инвестирования. К тактическим задачам относятся: маркетинг, реклама, осуществление продаж, управление интеллектуальной собственностью при продаже.

Использование стратегии является показателем того, что в организации принята система управления на основе предвидения изменений, которая может быть представлена либо системой стратегического планирования, либо системой управления на основе выбора стратегических позиций.

Стратегическое планирование представляет собой процесс определения целей организации, их изменений, ресурсов, необходимых для их достижения и политики, направленной на приобретение и использование этих ресурсов.

Задача стратегического планирования в рамках данного подхода заключается в том, чтобы определить цели организации, направления ее деятельности и пути создания будущих поколений товаров и услуг, а также выработать политику, которая обеспечит достижение стоящих перед организацией целей.

Представляется целесообразным отнесение второй задачи, а именно, "определение направлений деятельности и путей создания будущих товаров и услуг" в содержание товарной стратегии учебного заведения. В подтверждение этой целесообразности можно привести подход Ф.Котлера, утверждающего, что система стратегического планирования исходит из того, что у любой компании есть несколько сфер деятельности. Каждая сфера деятельности представлена товарами. Не все эти сферы деятельности и не все товары одинаково привлекательны. Некоторые производства растут, другие стабилизируются на одном уровне, третьи приходят в упадок. Компании для поддержания своего роста необходимо разворачивать достаточное количество новых, перспективных производств. Кроме того, компании необходимо знать, как распределить ограниченные ресурсы между существующими производствами.

В наиболее общем виде стратегия развития - это сформированный с помощью ряда доминирующих принципов, традиций и притязаний образовательного учреждения комплекс, включающий:

     

  • приоритетные цели образовательного учреждения;
  •  

  • соответствующие ожидания успеха на определенный период, с учетом имеющихся возможностей, благоприятных и противодействующих факторов;
  •  

  • конкретные варианты и средства (инструменты) решения имеющихся проблем, продвижения к намеченным целям и ожиданиям;
  •  

  • меры по воплощению избранных вариантов, организации деловой активности.

Выбор стратегии определяется статусом образовательного учреждения, спецификой профиля услуг, конъюнктурой рынка. Многое зависит от структуры и методов управления учреждением, личности руководителя и других лиц, причастных к управлению.

Стратегия маркетинга - понятие, во многом пересекающееся с родственными понятиями "стратегия бизнеса", "управленческая стратегия", но у него есть и отличительные признаки. Стратегия маркетинга включает базовые решения в отношении специфических маркетинговых проблем: формирование адекватных рынку ассортимента и определение потребного уровня качества предлагаемых образовательных услуг и продуктов, рыночное ценообразование, организацию коммуникаций и продвижение ОУП на рынке, а также маркетинговую подготовку персонала. Стратегия конкретизируется в дальнейшем с помощью планов маркетинговой деятельности, подкрепляется соответствующим бюджетом, реализуется через организацию маркетинга и последующее управление им.

Практически все маркетинговые проблемы тесно связаны. Так, вопросы рекламы, с одной стороны, неотделимы от проблем ассортимента и качества ОУП, а с другой - от выбора путей и адресатов их продвижения на рынке. Цена образовательной услуги не может не зависеть от уровня затрат (в том числе и на маркетинг), а главное от качества самой услуги, ее способности удовлетворить образовательные потребности клиентов, наращивать само- и социальную ценность человека.

Ряд проблем, принципиально значимых для многих типов услуг и особенно материальных товаров, в стратегии ОУП представляются несущественными, а другие - наоборот - приобретают ключевое значение. Актуальные в материальном производстве и сбыте товаров проблемы хранения, складирования, транспортировки в нашей сфере практически себя никак не проявляют. Но здесь особенно высока значимость благоприятного общественного мнения об образовательном учреждении, личных контактов (в том числе позиции и реноме бывших выпускников). Одной из главных проблем является проблема качества "исходного материала" системы образования и ее звеньев, уровня подготовленности абитуриентов, соответственно, большое значение имеют связи со "смежниками" - другими звеньями системы образования.

Даже с учетом особой значимости блока проблем персонала в маркетинге любого товара или услуги его позиция качественно наиболее важна именно в маркетинге ОУП. Такой статус основывается прежде всего на том, что практически каждый обучаемый претендует на индивидуальный подход со стороны преподавателей (учителей) - и не без оснований. В то же время, почти каждый педагог, в отличие от работника промышленного предприятия, - одновременно и живой носитель рекламы образовательных услуг, и субъект "паблик рилейшнз", и возможный посредник в продвижении этих услуг, и (что самое главное) не только исполнитель, но и проектировщик, "конструктор" самих образовательных услуг. На нем, таким образом, сосредотачивается большая часть всех маркетинговых проблем, и его маркетинговая подготовка - важнейший фактор реализации стратегии всего учреждения.

При рыночной модели управления университетом, когда средства поступают из разных источников, механизмы распределения средств претерпевают существенные изменения. В этом случае подразделения университетов покупают услуги центральной администрации. Руководители подразделений и даже отдельные преподаватели и ученые университетов ищут дополнительные источники финансирования. Важно при этом, чтобы стратегия развития деятельности с целью получения дополнительных источников финансирования соответствовала стратегическим задачам и целям университета, и обеспечение этого соответствия является важной задачей управления университетом на основе рыночной модели распределения ресурсов.

При рыночной модели управления часто под эгидой университета создаются самостоятельные организационные структуры. В 80-е годы многие университеты в развитых странах создали по одному или даже несколько научных парков, которые олицетворяют собой определенную форму сотрудничества между промышленностью и высшим образованием. В парках реализуется интеграция науки, базирующейся в вузах, с бизнесом. Парки помогают ученым, инженерам, программистам довести свои идеи до стадии коммерческого продукта, стать предпринимателями, организовать собственные малые фирмы. Очень важна для начинающих научных предпринимателей возможность общения со специалистами разных профессий, существующая только в атмосфере университета и распространяющаяся на исследовательский парк.

Основными принципами реализации стратегии университета экономического профиля являются:

     

  • обеспечение развития;
  •  

  • осознание полезности
  •  

  • увеличение рентабельности
  •  

  • ускорение скорости освоения новшеств
  •  

  • мотивирование участников, соотнесение с государственной стратегией в образовательной сфере.

Исходя из приведенных выше принципов, можно предложить следующие механизмы управления:

     

  • поиск и отбор наиболее перспективных ОУП;
  •  

  • анализ рынка аналогичных услуг и новых направлений ОУП;
  •  

  • оценка финансовых потоков;
  •  

  • использование прогрессивных методов принятия решений;
  •  

  • мотивирование инвесторов;
  •  

  • создание инфраструктуры развития ОУП и технологического бизнеса.


Советуем прочитать статью "АЛЬТ" о методах о разработке стратегии развития организации и описание "Разработки стратегии", консалтинговой услуги ИКФ "АЛЬТ", а также о референциях "АЛЬТ" в разработке стратегии развития