Бизнес-идеология – где ее место в управлении?

Б.М. Карабанов, КВФ "Инталев", Санкт-Петербург

    Управление любым объектом осуществляется по следующему циклу:
  1. Ставится цель
  2. Планируется ее достижение
  3. Поэтапно исполняется план
  4. Контролируется исполнение
  5. Анализируются возникающие отклонения
  6. Формируется управленческое воздействие
  7. Корректируется план (цель).

Данная последовательность называется циклом управления. Применительно к управлению предприятием этапы цикла выглядят следующим образом:

Постановка целей

Выработка и установка целей на уровне Компании – исходный пункт работы всей фирмы и является вопросом стратегического управления.

Планирование

Стратегическое. Разработка долгосрочных планов по достижению поставленных целей (концепция развития).

Тактическое. Разработка краткосрочных планов по достижению показателей, установленных в соответствии с целями долгосрочного периода (планы мероприятий), в том числе в финансовом выражении (бюджеты).

Исполнение

Ведение бизнеса и исполнение планов достижения поставленных целей фирма осуществляет через оргструктуру. Оргструктура – инструмент, с помощью которого общие цели фирмы расщепляются на цели подразделений и затем доводятся до конкретных исполнителей в виде производственных заданий.

Контроль

Определение результатов достижения/отклонения от планов осуществляется через оргструктуру с помощью систем учета: бухгалтерского, управленческого, административного.

Анализ

Анализ причин отклонений результатов от планов проводится для выработки корректировки курса и осуществляется на основе данных учета. Представляет данные для принятия решений, в том числе по корректировке целей.

Формирование управленческого воздействия

Подготовка действий фирм, направленных на достижение поставленных целей с учетом возникших отклонений.

Корректировка

Проведение корректировки планов (в соответствующих случаях - целей) проводится как завершение цепи обратной связи управленческого цикла.

Выводы

В условиях нарушенного цикла управления неэффективно управляются как отдельные функциональные области, в том числе финансы, так и всё предприятие в целом. Как следствие, невозможно наладить эффективное управление отдельными системами без оптимизации всей системы управления предприятием.

Цель построения (реструктуризации) системы управления. Повышение эффективности управления предприятием.

Задача. Построить (реструктурировать) систему управления предприятием, которая будет обеспечивать функционирование полного управленческого цикла.

Работая на предприятиях заказчиков, наша фирма сталкивается с различными вариантами нарушения управленческого цикла: где отсутствует система планирования, “разорвана” система учета, нарушена связь плановых, учетных и анализируемых показателей и т. д. Но практически всегда в наличии нет первого, задающего этапа –постановки целей. А если процедура постановки целей и есть, то, как правило, ставятся краткосрочные цели, стратегические же цели отсутствуют. Это означает, что такие предприятия не имеют стратегического плана развития, и в море бизнеса следуют “слепым” курсом: нет целей – непонятно, куда стремиться. Соответственно, все решения будут приниматься на уровне интуиции.

Иными словами, руководство фирм, имеющих стратегию, действительно управляют своими компаниями. Фирмы же, не имеющие своей стратегии, лишь реагируют на внешние воздействия. Такой тип управления фирмой называется "реактивным", когда не фирма управляет ситуацией, а ситуация – фирмой. Понятна важность вопроса, так же как и его цена. Именно поэтому следует уделять особое внимание первому, задающему этапу –постановке целей, и его взаимосвязям с последующими этапами цикла управления.

При этом за кадром остается важнейший аспект данного вопроса. Постановке цели предшествует идеологическая подготовка – выработка миссии компанииЗа рубежом давно осознали важность идеологической подготовки не только на государственном уровне, но и в бизнесе. Ибо, не осознав своего предназначения в этом мире, непонятно, куда должна идти фирма, что является целью ее существования. Одно уважаемое издательство в ходе разработки стратегии искало определение своей миссии и пришло к выводу, что они не "учебники печатают", а "дают людям знания" Осознание этого факта позволило руководству по-другому взглянуть и на свой бизнес, и на перспективу его развития. Речь пошла уже не о совершенствовании учебника как носителя для содержимого, а о системах образования будущего.

Рассмотрим факторы, определяющие содержание миссии.

Миссия

Миссия фирмы – это ее предназначение в окружающем мире, философия бизнеса.

Миссия - бизнес-идеология фирмы.

Определяется следующими параметрами

  1. потребность;
  2. продукт;
  3. технология;
  4. потребители;
  5. рынки;
  6. набор составляющих жестко не закреплен (творчество фирмы);

Установка миссии:

  • почему мы существуем (причина)?
  • какая цель (базовая) у компании?

Миссия, являясь инструментом борьбы, отражает представления руководства фирмы, и в качестве примера таких представлений приведем высказывание одного из президентов фирмы IBM Эла Уильямса: “Мы не стремимся стать большой по величине компанией, нам нужно величие. Величие впечатляет. Величие бессмертно”. Зная успехи, достигнутые этой компанией, становится понятно, почему.

Целеполагающая (задает цель). Миссия формирует (отражает) идеал - не то, что будет, а то что должно быть; задает уровень в виде сверхзадачи, которая должна стать в конечном итоге предметом убежденности и веры;

Мобилизующая (объединяет, настраивает коллектив). Миссия задает горизонт, выводит цель далеко за пределы фирмы; коллектив объединяется на долгий срок (как в борьбе с общим врагом). Появляется общий смысл жизни (что особенно важно ввиду отсутствия такового на уровне страны, нации, общества) - каждый сотрудник ощущает сопричастность к общему делу. Посредством такой общности идей и соответствующего их содержания миссия мобилизует людей на достижение поставленных целей; самоидентифицирует персонал компании.

Миссия осуществляет целеполагающую и мобилизующую функцию наиболее успешно при условии, что задан критерий самоидентификации персонала фирмы, критерий, позволяющий четко разделить мир по принципу "мы - они".

"Необходимо достичь того уровня приверженности сотрудников компании общему делу, при котором они естественно будут говорить - думать о себе как о ."гражданах" компании. И эта приверженность сравнима с национальной принадлежностью". (IBM); создает (диктует) систему ценностей и смыслов. Миссия задает систему ценностей, модели поведения, построенные на примере из истории фирмы, мифах и легендах в виде ярких и доходчивых образов.

Таковыми являются:

  • ритуалы и рутина;
  • символы и язык;
  • истории и мифы;
  • лидеры и господствующие положения;
  • организационная структура;
  • власть и механизмы контроля.

Таким образом, сформулировав миссию своей фирмы, и доведя ее соответствующим образом до персонала, руководство обретает в его лице идеологически сплоченный и монолитный коллектив, готовый бороться за достижение поставленных целей.

И последний аспект. В соответствии с миссией устанавливаются цели долгосрочного периода, которые ее поддерживают. К достижению каждой из целей может вести несколько стратегий. Каждая из стратегий имеет свой план мероприятий. Таким образом, обеспечивается вертикаль принятия взаимоувязанных решений.

Большинство руководителей предпочитает конкретику "ям в лингвистике" (как назвал один директор работу над миссией), и сразу переходит к плану мероприятий. Поскольку вертикаль предшествующих решений отсутствует, план формируется из мероприятий, которые могут относиться к различным стратегиям, ведущих к разным целям. И предприятие, вместо того, чтобы решать проблемы, только увеличивает их количество. Ну, а потом не удается найти причины неудач и ошибок, ибо, как правило, считается, что во всем виновны конкретные исполнители, и руководство даже не подозревает, что все было предрешено заранее, когда принимались решения, не подкрепленные вышеприведенной логикой.