Проблемы практического применения теории стратегического планирования и управления.

И.Н. Устюжанинов, СДЦ-Консультационное бюро “Деловая практика”, Екатеринбург

I. О востребованности теории стратегического управления и планирования.

Теория стратегического планирования и управления (далее - Теория) известна как современная концепция управления бизнесом в условиях динамичной и трудно прогнозируемой внешней среды.

а) Опыт проведения курсов по антикризисному управлению

Опыт проведения курсов по антикризисному управлению показывает, что тематика, связанная с вопросами стратегического планирования и управления, воспринимается слушателями, среди которых бывают руководители предприятий, как практически не имеющая отношения к реальной практике управления.

б) Из опыта работы консультативных фирм

Исследования рынка консультационных услуг показывают, что спрос на разработку стратегии предприятия, на постановку системы стратегического планирования остаётся минимальным, хотя и несколько возрос в последнее время.

в) Масштаб применения

Достаточно объективно, хотя и косвенно, о масштабах применения Теории можно судить, опираясь на результаты исследования, проведённого Российской Академией Маркетинга среди российских менеджеров. Только 24% компаний в России имеют отделы маркетинга, только 5% менеджеров считают необходимым проводить маркетинговые исследования и т.п. Даже если эти данные не очень точны, можно утверждать, что практическое применение Теории ещё менее значительно.

г) Объективная потребность

Однако объективная потребность в практическом применении в России Теории, с точки зрения специалистов по управлению, существует и будет возрастать. Пока ничего лучшего для обеспечения работы организации в нестабильных условиях внешней среды наукой не придумано.


II. О причинах ограниченного применения Теории

а) причины и степень их значимости

1. Консерватизм управленческого мышления большого числа руководителей.

2. Позиция, направленность мышления и цели собственников; преобладание во многих случаях “теневых”, внепроизводственных мотивов и целей в управлении предприятиями, когда любая руководящая научная теория в управлении не представляются насущно необходимой.

3. Существующее среди руководителей представление, согласно которому вопросы стратегии, как бы они при этом ими не понимались, являются их исключительной прерогативой, и вмешательство “неспециалистов”, “теоретиков” в эту сферу управления, консультативное или обучающее, совершенно не требуется.

4. Степень определённости, структурированности и, в конечном счёте, доступности представления Теории для практического применения.

На последней причине необходимо остановиться подробнее, поскольку существует предположение, что этот фактор, ограничивающий применение Теории, является главным, определяющим и усиливающим влияние остальных.

б) Проблема структурированности и доступности Теории для практического применения

Идеи, теория стратегического планирования и управления стали известны благодаря таким авторам, как И. Ансофф ,Ф. Котлер, М. Портер и другие. В России многое сделано для её интерпретации и адаптации. В некоторых случаях происходит механическое сложение всех основных идей и подходов Теории без их упорядочения и осмысления. В результате, на тему Теории мы имеем много литературы, которая имеет две главные особенности.

Первая - сложность и малодоступность для практиков самого предмета рассмотрения. Характерны абстрактность и отрыв Теории от того, чем должна кончаться в бизнесе любая теория - от финансово-хозяйственных результатов.

Вторая - большое разнообразие подходов, особенно при попытках её осмысления и развития в российских условиях. Расплывчатость, неоднозначность таких терминов, как стратегия, цель, задача и т. п. Неоднозначна трактовка соотношения понятий “Стратегия организации” и “стратегия маркетинга”...

Невоспринимаемость абстрактно сформулированных принципов и методов стратегического управления с практической точки зрения обусловлена прежде всего крайней сложностью самой проблемы. Предприятия настолько отличаются по продуктам, рынкам, отраслям и условиям конкуренции, производственной системе, потенциалу диверсификации, составу и возможностям персонала и т. д., что абстрактно сформулированные положения Теории для них практически ничего не значат. Вариантов стратегического поведения организации, с точки зрения теории, существует бесчисленное множество. В действительности, для конкретного предприятия или организации набор таких, реально возможных вариантов, ограничен. Однако, ясно видимого “мостика” от абстрактного множества вариантов в Теории к их практике - реальному набору стратегических вариантов - не видно.

Такие “мостики” выстраивают, иногда вынужденно, консалтинговые фирмы потому, что понимают, что успех клиента, а значит и их успех, невозможен в полной мере без привязки к стратегической перспективе. Иногда такая практическая методика является “ноу-хау” консультантов.


III. Адаптация Теории для практического применения

Для адаптации Теории для практического применения необходимо выполнить, по крайней мере, три условия: сделать утверждения о пользе стратегического управления более предметными, представить ясную и точную систему понятий, относящихся к Теории, и обозначить подходы, с помощью которых можно выстраивать систему стратегического управления на конкретном предприятии.

а) Материализация утверждений о пользе применения Теории

Система аргументации в пользу применения Теории в организации может быть построена на следующих утверждениях.

1. Основная идея стратегического управления: “только постоянно изменяясь можно успешно вести бизнес и развиваться в условиях сильной конкуренции и непредсказуемых изменений во внешней среде.”.

2. Практическая и успешная реализация в организации системы стратегического управления необходима и возможна.

3. Система стратегического управления способна постоянно предоставлять руководителю конкретную управленческую информацию о наиболее подходящих вариантах стратегических планов, решений и поведения.

4. Польза для организаций от создания и применения системы стратегического управления может быть сформулирована так: “наиболее оптимальное и наименее рискованное использование ресурсов организации для восстановления, сохранения, поддержания и развития конкурентоспособности и благоприятных перспектив организации в условиях воздействия изменяющихся факторов внешней среды”.

б) Возможный вариант системы базовых тезисов и понятий стратегического управления

Уточнённый, минимальный и предельно конкретный набор базовых тезисов и понятий, относящихся к вопросам стратегического управления может быть следующим.

     

  • Производственно-хозяйственная структура организации.
  •  

  • Потенциал диверсификации производственной системы.
  •  

  • Состояние организации
  •  

  • Стратегия - Стратегические решения - Стратегическая цель - Стратегическая задача
  •  

  • Стратегический план - Стратегическое планирование
  •  

  • Область применения понятия “стратегия”
  •  

  • Соотношение корпоративных и маркетинговых целей и стратегий.

в) Некоторые подходы, способствующие более широкому практическому применению Теории

Задача состоит в том, чтобы представить достаточно простой и понятный алгоритм реализации системы стратегического планирования и управления на любом предприятии, который позволял бы в бесчисленных вариантах стратегического поведения дать “вехи”, “коридоры”, пользуясь которыми, можно двигаться по индивидуальному, творчески разработанному маршруту с минимальным риском “подрыва” - неудачи применения этой системы.

Основы подобного представления могут выглядеть следующим образом.

1). Система стратегического управления базируется на соответствующем стратегическом планировании.

2). Стратегическое планирование - это непрерывный итерационный процесс, техническую основу которого составляют программные продукты для бизнес-планирования, при котором:

а). Составляется и, по мере реализации, корректируется субъективное представление руководства о желаемом будущем организации;

б) Разрабатывается набор вариантов стратегий, каждая из которых ведёт к желаемому будущему и состоит из последовательности промежуточных целей, “обсчитанных” по стоимости и затратам времени, которые должны обязательно иметь ряд удовлетворительных стратегических альтернатив в пределах заданного стратегического набора.

3) Техника постоянных изменений в организации заключается в реализации, осмыслении и системной оценке результатов достижения ближних промежуточных стратегических целей и, при необходимости, корректировке стратегии.


Рекомендуем Вам также ознакомиться с материалом об услуге разработки стратегии и информацией о выполненных проектах по разработке стратегии.