Экономическая оценка рынков продукции металлургического предприятия в среднесрочной перспективе (на примере ОАО “Северсталь”)

С.В. Кузнецов, ОАО “Череповецкий сталепрокатный завод”, Череповец

Металлургические предприятия России, подобно своим зарубежным аналогам, сегодня самостоятельно определяют такие вопросы, как присутствие на рынках, объёмы производства, источники инвестиций, их величину и направление. Определяют по-разному, но в большинстве случаев чисто субъективно. Поэтому разработка методики экономической оценки рынков металлургического предприятия в среднесрочной перспективе в настоящее время представляется актуальной. Главная задача такой оценки – обеспечить формализованный учет воздействия факторов внешней и внутренней среды на прогнозируемые результаты деятельности предприятия и свести к минимуму воздействие субъективных экспертных мнений.

В общем виде идея методики оценки представлена на Схеме экономической оценки рынков металлургического предприятия на рисунке 1.

Схема прогноза объемов продаж продукции предприятия на рис. 2

 

Схема прогноза коэффициентов использования мощностей предприятия на рис 3

 

Схема прогноза цен на продукцию предприятия на рис 4.

 

Схема методики прогноза себестоимости продукции предприятия на рис. 5.

 

Схема выделения перспективных РПС на рис. 6

 

В силу ограниченности отведенного места формулы расчета промежуточных показателей мы опускаем, остановимся лишь на выделении перспективных РПС.

Выделение перспективных РПС происходит на базе суммарной дисконтированной прибыли и темпов роста прибыли. Суммарная дисконтированная прибыль предприятия от реализации продукции в конкретном РПС в экономическом смысле представляет собой предельную цену, которую готово уплатить предприятие за возможность присутствовать на данном рынке. Она рассчитывается как:

, где

ССрпс - суммарная дисконтированная прибыль предприятия от реализации продукции в данном РПС, долл.; I - номер года; n - временной горизонт прогноза, лет; r - ставка дисконтирования, доли ед.

Величина ставки дисконтирования выбирается исходя из возможности альтернативных вложений капитала, которые для предприятия заключаются в реализации продукции в других РПС на условиях, обеспечивающих средний уровень рентабельности продукции и оборачиваемости оборотных средств с учетом полного реинвестирования чистой прибыли в пополнение оборотных средств, то есть:

, где

j - номер РПС, j = (1, m); ОЦ - длительность операционного цикла предприятия, дней; НП - ставка налога на прибыль, доли ед.

Среднегодовой темп роста прибыли по РПС рассчитывается как:

, где

ТРрпс - среднегодовой темп роста прибыли от реализации в данном РПС, доли ед.;

ПРрпсn - прибыль предприятия в РПС в последнем прогнозируемом году, долл.;

ПРрпсб - прибыль предприятия в данном РПС в базовом году, долл;

Рассчитанные показатели суммарной прибыли и среднегодового темпа роста прибыли нормируются. Суммарный ранг j-го РПС учитывает абсолютное значение прибыли как ценность, которую РПС имеет для предприятия в настоящее время, и среднегодовой темп роста прибыли как ценность, которую РПС будет иметь для предприятия в будущем, и рассчитывается как:

.

Итоговые суммарные ранги РПС для ОАО “Северсталь” представлена в таблице:

Таким образом, в ходе практической реализации методики для условий ОАО “Северсталь” был сделан вывод о том, что наибольшим приоритетом для предприятия в среднесрочной перспективе могут являться продажи г/к листа и х/к листа в Северную Америку и Европу, а также оцинкованного листа – в Северную Америку и страны Азии, а наименьшим – продажи сортового проката и катанки в страны СНГ, а также катанки и х/к листа в страны Азии.

Конечно, данные результаты отражают некое “идеальное” состояние рынков, не учитывающее реалии сегодняшнего дня (такие как введение квот и антидемпинговых пошлин), однако, несмотря на все условности, рынки остаются рынками, и как бы их не защищали протекционистскими мерами, они продолжают быть либо привлекательными, либо - нет. Основной результат заключается в создании методического “костяка”, посредством которого можно тестировать любые рыночные фантазии менеджмента, прежде чем реализовывать их в жизнь. Надеюсь, что уже в ближайшем году многое из предлагаемого будет находить реальное применение в практике планирования сбыта.