Обеспечение прав собственников в ходе реструктуризации

С. И. Пряхин, В. Ю. Лобанов, ОАО "ОРСТГ", Санкт-Петербург

  1. Собственник, его права, законные интересы, возможности.

Интересы собственника заключаются, прежде всего, в получении дохода от своего имущества. Собственник-аутсайдер, в частности, портфельный инвестор, хотя и не участвует в реальном управлении, но прямо заинтересован в увеличении стоимости бизнеса, в ликвидности акций.

Существует проблема, порожденная начальным периодом приватизации, – хаотичное формирование портфелей. Случайные и неоптимальные структуры инвестиционных портфелей явились оборотной стороной желания уменьшить риски. Это было свойственно как отечественным, так и иностранным инвесторам. Сейчас невозможно просто и прямо оптимизировать структуру портфелей, т. к. нет серьезно работающего фондового рынка. Другие способы инвестиционным структурам недоступны, так как у них нет сил на управление и реструктуризацию – ни людей, ни средств. Это уже не портфель, а чемодан без ручки из анекдота – "нести нельзя и бросить жалко". Решение проблемы видится в реструктуризации предприятий, акции которых составляют портфели.

Государство как собственник не является эффективным, поскольку у госструктур нет своих возможностей по управлению пакетами и предприятиями, а передача в траст госсобственности настолько забюрократизирована, что становится непривлекательной для потенциальных доверительных управляющих.

Только собственник прямо заинтересован в развитии своего предприятия с целью увеличения стоимости бизнеса, получения прибыли. У остальных групп, участвующих в процессе, а именно: у управленцев предприятия, наемного персонала, представителей властных структур, - заинтересованность опосредованная, при этом у всех четырех сторон есть свои групповые, часто противоречащие друг другу интересы.

Интересы наемного персонала:

     

  • регулярная и достаточная зарплата;
  •  

  • сохранение рабочего места;
  •  

  • ликвидация задолженности по зарплате;
  •  

  • социальное обеспечение.

Это интересы в основном краткосрочные. Ради их достижения могут требовать "продажи" части предприятия, уменьшение оборотных средств, сырьевые запасов.

Интересы менеджмента:

     

  • сохранение своего места;
  •  

  • защищенность от давления по всем направлениям (со стороны собственников, трудового коллектива, госструктур, транспортно-энергетических монополистов, преступности);
  •  

  • возможность оперативного управления предприятием, ради чего получаемые средства направляются на "затыкание дыр", даже во вред перспективе.

Таким образом, менеджмент в огромном числе случаев также не ориентирован на стратегическое развитие. Постсоветский управленческий аппарат в реальном секторе не сделал и, видимо, уже не совершит решительные действия в ответ на внешние вызовы. Происходит постепенное, трудное, медленное осознание своего положения как важных, но все же наемных служащих.

Интересы представителей госструктур:

     

  • финансовое оздоровления предприятий;
  •  

  • получение впоследствии исправного плательщика, обеспечивающего наполнение бюджета,
  •  

  • недопущение социальных конфликтов (политический фактор).

К сожалению, у государства до сих пор нет четкой промышленной и научно-технической политики, что отмечается и высокопоставленными чиновниками (И. И. Клебанов). Не созданы условия для привлечения инвестиций в реальный сектор.

В такой ситуации именно интересы собственника являются основополагающими, так как только они обладают потенциалом стратегического развития.

     

  1. Основная цель реструктуризации – используя комплексные механизмы, обеспечить интересы собственника (в т. ч. государства, народного предприятия) по принципу сохранения основы бизнеса предприятия - его доходности. В свою очередь, сохранение производственного ядра и научно-технического потенциала является предпосылкой для экономической стабилизации предприятия, его последующего развития и роста.
  2. После периода "бури и натиска" в приватизации становится необходимым оптимизировать портфели акций как для удобства управления портфелем, так и для концентрации ресурсов на перспективном направлении. Но просто продать имущество, которое не задействовано в производстве, и провести за счет этого некоторое финансовое оздоровление недостаточно. Задача – сформировать оптимальный для существующих в данный период времени экономических, финансовых политических, социальных условий устойчивый бизнес и соответствующий ему имущественно-хозяйственный комплекс. Этот комплекс должен также отвечать целям эффективного оперативного и долгосрочного управления и развития.

     

  3. Цель достигается при создании условий для взаимопонимания и взаимодействия всех заинтересованных сторон. Это сделает возможным сам процесс реструктуризации, последующую работу с имущественно-хозяйственным комплексом предприятия.
  4. Для достижения взаимопонимания требуется изменить отношения, взгляды, в первую очередь у менеджмента, у ключевых фигур, принимающих решения по управлению предприятием. Изменение должно основываться на признании прав собственника, его приоритета в принятия решений по использованию активов. Одно из непременных условий развития предприятия – общность целей, стройная система внутренних отношений, четкое распределение обязанностей и ответственности, отсутствие интриг и серьезных внутренних конфликтов. Столкновение внутренних интересов для предприятия губительно. Это относится и к конфликту интересов отдельных групп акционеров.

     

  5. С этой точки зрения представляется полезной высокая концентрация акций в крупных пакетах. Особенно в период выхода из кризиса образование пакетов акций много крупнее контрольных создает потенциал для целенаправленного и бесконфликтного управления, решительно направленного на подъем предприятия.
  6.  

  7. Необходимым условием роста является эффективное управление, расчищающее всяческие организационные и психологические "завалы". Наряду с мероприятиями по изменению точек зрения ключевых фигур на предприятии, лиц, принимающих административные финансово-экономические и производственные решения, следует применять весь широкий арсенал управленческого консалтинга. При этом эксклюзивный характер высокоинтеллектуальных услуг обуславливает адаптацию "инструментария" под конкретную задачу.
  8.  

  9. Роль государства – поддержать объективно идущий процесс, упростить привлечение к реструктуризации и реформам в реальном секторе фактически существующие управляющие компании. Существующий институту антикризисных управляющих не проявил себя как эффективный, один человек ничего не может сделать со сложным комплексом проблем на кризисном предприятии.
  10.  

  11. Финансирование программы. Предельно важно понять, на какую из заинтересованных сторон ложится бремя затрат?

     

  • на проведение реструктуризации требуются средства, это инвестиционный процесс;
  •  

  • существует два источника средств: собственник и государство;
  •  

  • Часть средств находится на самом предприятии, чьи это средства?

Корпоративные интересы. Эффективное использование собственных ресурсов предприятий. Почему необходимо поддерживать собственников?