Поддержка предприятия Администрацией Санкт-Петербурга: прямой и косвенный эффект

Е.Г. Макарова, ИКФ "АЛЬТ"

Одной из форм поддержки предприятий государством может стать подход, выбранный Администрацией Санкт-Петербурга, которая разработала Концепцию реформирования предприятия.

Согласно концепции предприятие предоставляет Администрации максимально открытую информацию о своем текущем состоянии, описывает рыночные возможности и производственные ограничения, оптимизирует свою производственную и кадровую структуру и строит перспективный безубыточный финансовый план, обеспечивающий погашение сложившейся на момент реструктуризации задолженности перед бюджетами всех уровней и коммерческими кредиторами. Со своей стороны, Администрация обеспечивает поддержку при переговорах с налоговыми органами и коммерческими кредиторами, предоставляет ряд налоговых льгот в пределах поступлений в Администрацию города, активизирует процессы передачи Администрации объектов социальной сферы, содействует в решении вопросов по земельным участкам.

Концепция реформирования промышленных предприятий, предложенная Администрацией, включает в себя подготовку прогноза финансового плана предприятия с учетом концентрации всех ресурсов на основном производстве. Концентрация ресурсов и управленческих усилий на возможностях и развитии основного бизнеса, предполагает “отсечения всего лишнего”: выделение самостоятельных производств, не связанных с деятельностью основного производства и способных функционировать и развиваться вне зависимости от успехов или неудач главного бизнеса, вывод из оборота неиспользуемого имущества и земельных участков. Оптимизация организационной и производственной структуры, имущественного комплекса и льготы, предоставляемые Администрацией должны обеспечить жизнеспособность предприятия.

Выгоды Администрации:

Организует взаимовыгодные контакты с руководством и собственниками предприятия.

Имеет доступ к информации о состоянии предприятия: в плане занятости, дальнейшего развития, некоторый шаг на пути “прозрачности” бизнеса, на что сейчас отчасти решились только банки.

Получает определенность в перспективе бюджетных поступлений, стимулирует процесс переговоров и возможность повлиять на графики поступлений

Имеет возможность строить долгосрочные планы: финансовые, занятости, развития территории.

Обеспечивает имидж активности перед избирателями, государственными органами .

Повышает инвестиционную привлекательность территории за счет получения более прозрачной картины .

Кроме того, используются действенные формы решения вопросов в виде совместных заседаний представителей различных органов власти и предприятия, где можно одновременно обсудить вопрос со всеми заинтересованными сторонами и найти компромиссное решение.

Риски Администрации:

Прежде всего, суммами льгот и выгод от отсрочек, получаемыми предприятием, -в случае невыполнения плана реструктуризации.

Получением недобросовестной информации (случайно или специально предоставленной предприятием).

Вероятность пополнения государственного имущества за счет объектов соцсферы, свободных земельных участков, свободных рабочих рук требует пересмотра бюджетов и поиска источников для дополнительных финансовых и трудовых расходов по управлению имуществом.

Опасность владения информации уровня коммерческой тайны.

Длительность процессов реформирования предприятия (первоначально предложенный срок 3 года был сильно оптимистичен: вероятность успешности реформирования предприятия, или хотя бы появления ощутимых результатов за этот период крайне мала; после выхода постановления №1002 о реструктуризации задолженности в федеральный бюджет, появилась возможность увеличить этот срок до 10 лет) требует мобилизации сил на осуществление должного контроля за процессом. Смена Правительств, курсов, ситуации в экономики вносит большой риск.

Реализация концепции потребует привлечения большого числа специалистов и затрат времени на оценку планов и дальнейший мониторинг исполнения.

Сложно анализировать предоставленные Планы, выводы не всегда однозначны, часто требуют дополнительной информации и знаний, существует опасность переоценить свои силы. Информация уровня коммерческой тайны, скорее всего будет выхолощена, таким образом, стратегические маркетинговые планы и их значение для развития не будут столь очевидны.

Большая вероятность погрешности на момент подписания договора и составления плана - коррективы могут быть принципиальными.

Сами Планы довольно сложны по исполнению для предприятий, не менее сложно оценивать происходящее со стороны Администрации, нет возможности контролировать процесс в режиме реального времени и увидеть скрытые камни.

Отсутствие юридической возможности своевременно вмешиваться в процессы, ограниченность при внесении корректировок в планы.

Выгоды Предприятия

Очевиден первый плюс для предприятия – любая помощь хороша (лишь бы не мешали).

Возможность получить моральную поддержку при общении с монополистами.

Надежда получить отсрочку платежей в бюджет на необходимый период.

Снижение затрат в размере льгот по обязательным платежам в части поступлений администрации.

Возможность ускорить процесс решения проблем с объектами соцсферы и излишними земельными участками.

Участие Администрации в реструктуризации обеспечивает позитивный имидж в глазах контрагентов, кредитных учреждений.

Подготовка и реализация Плана реструктуризации создает дополнительную возможность для переоценки стратегии и долгосрочных перспектив.

Риски Предприятия:

Потраченные на подготовку документов усилия, время и средства. Процесс подготовки требует больших, учитывая некоторые методические недочеты предложенной схемы плана, затрат времени на сбор и структурирование информации, отвлечение сотрудников.

Необходимость становиться “прозрачным”, допуск в имеющиеся “внутрифирменные” тайны.

Трудность “втискивания” в рамки имеющихся форм.

Реализация плана требует усилий по контролю исполнения, внесения оперативных корректив.

Ситуация в экономике может потребовать принципиальных изменений в Планах, может внести большую погрешность в результаты.