Годовой и среднесрочный планы финансово-хозяйственной деятельности субъектов естественных монополий как фактор государственного регулирования

Н.И. Пименов, А.Б. Ловков, Бизнес-фонд “Квалитет”, Санкт-Петербург

ормативно-правовая сторона взаимоотношений государства (в лице администрации субъекта РФ) и предприятий - субъектов естественных монополий находится еще в стадии становления, не являясь четко регламентированной. В основном государственное регулирование связано с градообразующими функциями предприятий-монополистов, а также реализацией прав государства как собственника для государственных предприятий (или акционерных обществ с соответствующей долей акций у государства). Следует отметить, что субъекты естественных монополий имеют разные организационно-правовые формы и, соответственно, разные вещные права на имущество. Разумеется, тот факт, что предприятия являют собой примеры всевозможных комбинаций организационно-правовых форм и схем тарифообразования, вызывает определенную сложность в выработке политики государственного регулирования.
    Существует сложившийся за последние годы порядок взаимодействия государственных органов (в лице городской администрации) и предприятий-монополистов. Как правило, основными точками соприкосновения властных структур и субъектов естественных монополий являются вопросы тарифообразования и формирования адресных программ инвестиций. В целом практика государственного регулирования на сегодняшний день не может быть признана эффективной. К числу проблемных областей, которые в перспективе должны стать предметом первостепенного внимания в процессе формирования и реализации региональной политики в сфере регулирования деятельности естественных монополий, можно отнести следующие:
  1. Отсутствие единого исполнительного органа власти и управления, ответственного за разработку и реализацию региональной политики в указанной сфере;
  2. Отсутствие четко выраженной стратегии регионального развития и целеполагания;
  3. Отсутствие нормативно установленных стандартов предоставления услуг субъектов естественных монополий;
  4. Накапливающаяся просроченная бюджетная задолженность перед субъектами естественных монополий;
  5. Неоднозначная мотивация города, выступающего, с одной стороны, регулятором деятельности субъектов естественных монополий, с другой стороны, одним из крупнейших должников каждого из монополистов и с третьей стороны, собственником имущества;
  6. Нарастающая просроченная дебиторская задолженность потребителей услуг субъектов естественных монополий;
  7. Действующая система бюджетного дотирования субъектов естественных монополий, не являющаяся экономически и социально оправданной;
  8. Неполный натуральный учет предприятиями потребляемых ресурсов и оказываемых услуг;
  9. Повсеместное отсутствие стимулов и мотивации к снижению затрат, внедрению ресурсосберегающих технологий, конкурсному размещению подрядов и заказов;
  10. Отсутствие действенного регулирования договорных отношений между субъектами естественных монополий и потребителями их услуг;
  11. Несовершенство федерального и регионального законодательства в сфере регулирования деятельности субъектов естественных и технологических монополий;
  12. Отсутствие четких правил взаимодействия между государственными органами и субъектами естественных монополий, созданных в различных организационно-правовых формах, отношений с высшим менеджментом указанных предприятий.

Можно выделить два полярных подхода к воздействию государства на хозяйствующие субъекты. Первый опирается на представление об изначальной пагубности государственного вмешательства и, следовательно, ограничивает меры воздействия, в основном, фискальной сферой. Второй предполагает всеобщий контроль и нормирование максимального числа параметров деятельности предприятия.

Очевидно, что только одним контролем ситуацию невозможно исправить. В определенный момент возникают проблемы, связанные с технической отсталостью, неразвитостью смежных рынков и слабой восприимчивостью монополистов к инновациям. Однако административно должны контролироваться сферы деятельности, где отсутствуют механизмы снижения издержек, где права поставщика и потребителя несбалансированы. Соответственно, большая часть всех мероприятий городских властей должна сводиться к двум группам: инновационные, средообразующие действия и контрольные действия.

Одним из приемлемых форм контроля как одного из основных направлений реализации государственного воздействия на субъекты естественных монополий может стать строгая регламентация процесса расчета и обоснования тарифов, а для государственных предприятий – и планов финансово-хозяйственной деятельности. Это позволит исключить возможность произвольного перераспределения затрат между видами продукции (услуг), группами потребителей, различными тарифными зонами (Санкт-Петербург и Ленинградская область) и т.п.

    Необходимо также отметить, что самой процедурой утверждения плана предприятия-монополиста (в случае государственного предприятия) со стороны администрации города достигается:
  • контроль над производством, имеющим для города жизнеобеспечивающее значение;
  • реальное участие в формировании социально-экономического климата региона;
  • реализация прав собственника на участие в управлении собственностью.

Методически план финансово-хозяйственной деятельности предприятия-монополиста, как и любого другого хозяйствующего субъекта, должен содержать систему основных показателей, применяемых для планирования и тарифообразования.

    План должен быть ориентирован на решение задачи обоснования принимаемых решений с точки зрения:
  • целей деятельности предприятия и его структур,
  • средств достижения целей,
  • этапов и сроков выполнения работ (услуг),
  • исполнителей по срокам и видам работ (услуг),
  • методов и средств контроля выполнения.

Разумеется, процесс планирования должен опираться на основные принципы и сложившиеся за последнее время подходы к формированию планов. Главным из них является системность, связанная с отношением к планированию как к единому процессу, охватывающему все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

    При этом должна учитываться необходимость:
  • полной сбалансированности плана, т.е. создания динамичной системы производственных, технических, экономических, организационно-административных и социальных мероприятий, направленных на достижение конечной цели;
  • определения источников и размеров финансирования деятельности предприятия;
  • установления предельно допустимых затрат по каждому мероприятию, этапам и видам работ.

Кроме того, необходимо, чтобы процесс формирования плана был ориентирован на использование персональных ЭВМ, что существенно упрощает выполняемые расчеты и дает возможность предметно обсуждать различные варианты плановых решений.

В качестве примера можно привести ГУП “Водоканал СПб”, разрабатывающее годовые планы в соответствии с регламентом, находящимся на утверждении в городской администрации.

Формирование плана основывается на методологии, широко применяемой в отечественной и международной практике. Планирование здесь рассматривается во взаимосвязи с формированием единого документа, полностью отражающего действия предприятия по достижению поставленных целей. Данный подход является общепринятым приемом менеджмента, направленного на повышение эффективности функционирования хозяйствующего субъекта как единого целого.

Годовой план производственно-хозяйственной деятельности ГУП “Водоканал СПб” содержит систему основных показателей, применяемых для годового планирования и тарифообразования. Информация представляется в специально разработанных формах.

Показатели плана сгруппированы в соответствующие разделы, полностью отражающие основные виды деятельности предприятия: текущую, инвестиционную и финансовую. Все плановые расчеты обладают таким ценным для городской администрации качеством как “прозрачность”, что дает возможность принимать обоснованные решения как в области инвестиций, и в области тарифообразования.

Кроме того, подготовлена автоматизированная версия расчета показателей годового плана и тарифов для персональных ЭВМ, позволяющая существенно упростить формирование плана. Она представляет собой компьютерную программу, состоящую из взаимосвязанных электронных таблиц в формате Microsoft Excel 97.


Рекомендуем Вам также: исследование фирмы "АЛЬТ" об успешном антикризисном управлении и описание услуги фирмы "АЛЬТ" по оптимизации ключевых бизнесс-процессов в компании