Позиция собственников в управлении российскими компаниями

Д. Разгуляев, “Ниеншанц”, Санкт-Петербург

Смена приоритетов собственника в отношении оперативных целей

Основной целью собственника всегда было увеличение прибыли. Всегда возможны вариации на эту тему вроде “увеличение прибыли на вложенный капитал”, “увеличение прибыли при фиксированных оборотных средствах”, “увеличение дивидендов в расчете на 1 акцию”, “увеличение рентабельности”. Но при всем при этом, всегда подразумевается увеличение прибыли. В условиях кризиса при резком падении платежеспособного спроса, старая цель может оказаться недостижимой и в этот момент происходит смена приоритетов. Целью становится не увеличение, а хотя бы сохранение прибыли, т.е. безубыточность предприятия.

Кризис меняет позицию собственника с пассивной на активную

Для того, чтобы смена приоритетов приводила к конкретными результатам, а не осталась пустой декларацией, недостаточно безучастно взирать на происходящие в фирме события и надеяться на то, что менеджмент сам справится со всеми проблемами. Требуется активное участие собственника в процессе управления. Оценка качества принятых менеджментом управленческих решений через анализ результатов деятельности и соответствующие этим оценкам оргвыводы в этих условиях должны стать регулярной практикой для собственника.

Ситуация на рынке подталкивает собственников к непопулярным мерам

Сегодня, когда основной задачей каждого предприятия, является задача выжить и сохранить свою позицию на рынке, в условиях резкого спада покупательского спроса, часто невозможно сохранить прежний стиль работы, поскольку он сохраняет и прежнюю структуру расходов. Что в этом случае делает собственник? Он ставит перед топ-менеджментом компании новые цели. Следом рождается план мероприятий по достижению этих целей. Такие мероприятия, инициированные собственником и направленные на сокращение расходов, всегда ущемляют персональные интересы групп или отдельных сотрудников. Когда речь идет о выживании, компромисс в разрешении подобных конфликтных ситуаций, достигается с позиции силы. Это тянет за собой ворох непопулярных, но неизбежных мер.

Новая расстановка акцентов в формуле прибыли в условиях кризиса

    Формула прибыли всегда выглядит так: Прибыль = Доходы – Расходы. В условиях кризиса, когда на 1-ю компоненту формулы, а именно доходы , влиять очень трудно в связи со спадом платежеспособного спроса, сокращением размеров рынка и другими трудностями объективного характера, основное внимание переключается на 2-ю компоненту – расходы. Основными задачами на этот период становятся
  • анализ деятельности с целью
  • выделения и сокращения убыточных видов деятельности,
  • выделения наиболее весомых статей расходов, установления лимитов на эти статьи и контроль за этими лимитами,
  • выявление и сокращение скрытых расходов, таких, как некоторых форм активов (товарные запасы, незавершенное производство), бесполезная трата ресурсов (штат обслуживающего персонала из расчета обслуживания площадей 5000 кв. м., когда по факту используется только 500 кв. м.)
  • мониторинг дебиторской задолженности с целью выявления и списания безнадежных долгов и контроля за оплатой просроченных обязательств,
  • мероприятия по реструктуризации активов с целью перевода их в наиболее быстро-ликвидные формы
  • мероприятия по реструктуризации пассивов с целью выделения источников целевого финансирования наиболее устойчивых и прибыльных видов деятельности

Комплексная Информационная Система – критически-важный инструмент в достижении целей

Ни одна из вышеперечисленных задач не может быть решена без помощи учетной системы, которая охватывала бы всю хозяйственную деятельность предприятия.

Успех или неудача закладываются на этапе выбора КИС. КИС бывают дорогими и очень дорогими. И дело не только в первоначальной стоимости КИС, выраженной в деньгах. Дело в стоимости тех рисков, которые могут возникнуть при неправильном выборе КИС. Стоимость этих рисков, плюс стоимость ликвидации их последствий – вот основная причина дороговизны КИС. Выбирая КИС для своего предприятия, всегда следует помнить, что сделать выбор второй раз может быть уже и не удастся. Остановившись на конкретной КИС, предприятие делает очень долгосрочный выбор, изменить который, чем дальше, тем дороже и труднее.

    Минимизация финансовых рисков – сегодня наиболее правильный подход при выборе КИС. Как же свести к минимуму риск ошибки выбора КИС? Понятно, что, чем ближе удастся познакомиться с КИС до момента выбора, тем более взвешенным окажется решение. Вот какими могут быть варианты знакомства с системой:
  • Информационно-справочные и рекламные материалы по КИС
  • Встреча с представителями фирмы разработчика КИС
  • Документация на КИС
  • Демонстрационный пример
  • Опытная или пробная эксплуатация

Разумеется, с увеличением номера позиции в этом списке растет и стоимость этого варианта для клиента, но, тем не менее, эта стоимость, как правило, все еще очень далека от окончательной стоимости системы. Некоторые фирмы-разработчики предлагают пользователю только первые, наиболее простые варианты знакомства с системой, другие предоставляют весь перечень вариантов. И здесь, безусловно, в наиболее выгодном положении оказываются те разработчики КИС, которые предусмотрели “коробочный” вариант своей системы, в отличие от остальных, предлагающих только “заказные” варианты своей КИС, т.к. в случае “коробочной” версии КИС предварительное знакомство с системой оказывается максимально близким, а решение, соответственно, наименее рисковым.

У нас все ходы записаны!

Несколько комментариев по поводу дополнительных требований к КИС, вызванных кризисом. В условиях кризиса сильно возрастают риски тяжелых последствий неправильных решений и этот факт тянет за собой повышенные требования к достоверности предоставляемой системой информации. А на это качество КИС в очень сильной степени влияют такие ее характеристики, как возможность оперативного выявления ошибочных данных и возможность авторизации и протоколирования всех действий пользователей в системе.

Косвенным свидетельством наличия у системы таких характеристик являются два таких свойства, как использование системой механизма централизованного хранения и обработки информации (парадигма Толстый сервер – Тонкий клиент) и формирование и последующее использование системой промежуточных итогов в процессе своей работы.

КИС Ultima-S – решение будет правильным.

Если Вы разделяете наше мнение относительно места и позиции собственника в процессе управления компанией и роли КИС в этом процессе, то наша КИС Ultima-S, воплотившая в себе наши взгляды на эти и другие актуальные вопросы, может оказаться именно тем инструментом, который поможет Вам решить эти и другие нелегкие задачи, которые сегодня ставятся жизнью.