Сколько нот в менеджменте?

В.И. Кошечкин, С.А. Ловкис, "Балт - аудит - эксперт", Санкт - Петербург.

Стремление рационализировать консультационную деятельность на основе собственной профессиональной практики привело авторов к необходимости дать более или менее внятный ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Нетрудно видеть, что метафорическая форма вопроса восходит к бестселлеру отечественной литературы о бизнесе - книге "Семь нот менеджмента", выдержавшей уже три издания, - и является художественной вариацией прозаической формы "Что есть регулярный менеджмент?"

Отдавая должное редкому дару авторов бестселлера говорить просто о сложном, нельзя не высказать опасения об известном искушении перебора в степени упрощения, грозящем кажущуюся понятность превратить в ещё большую непонятность.

Напомним в самом сжатом виде основополагающие формулировки, изложенные в бестселлере по вышезаданному вопросу.

"Решим, что мы понимаем под словом "менеджмент", что входит в это понятие ?" "Разделить менеджмент на составные части так, чтобы компоненты оказались независимыми и не пересекались друг с другом, невозможно. Оказывается, менеджмент делится не на независимые части, а на части, каждая из которых содержит все остальные". "В словах "увязывать всё между собой" и есть весь смысл менеджмента". "Самое важное не выбор какой - то системы классификации, а вопросы договорённости. Просто надо договориться, что за основу принимается такая - то система" "Регулярный менеджмент - это менеджмент процедур". "Некий стандарт, который предлагаем мы: семь основных компонент менеджмента: структуры, маркетинг, бизнес - планирование, организация (логистика), учёт, финансы, экономика, две вспомогательные компоненты: коммуникации (документооборот), программно - технические платформы; кроме того, существуют интегрированные подсистемы управления, к числу которых можно отнести управление человеческими ресурсами, управление качеством и стратегическое управление" (стр. 10 - 24 третьего издания книги).

Далее на протяжении всей книги приведенные краеугольные положения более не обсуждаются, напоминая о себе лишь цветным рисунком - символом, представляющим собой совокупность (то бишь менеджмент) поименованных полос (то бишь основных его компонент), тесно прилегающих друг к другу.

Даже если отбросить явные "маргинализмы" типа "менеджмент делится на части, каждая из которых содержит все остальные", "увязывать всё между собой и есть весь смысл менеджмента" и "регулярный менеджмент есть менеджмент процедур", всё равно от сделанной попытки ответить на вопрос "что есть менеджмент ?" остаётся тяжёлое чувство неудовлетворённости, угрожающее превратить читателей в закоренелых агностиков.

Помня и почитая бессмертный принцип лезвия Оккама о ненужности размножения сущностей без крайней на то необходимости, ответ на поставленный в заголовке вопрос будем строить исходя из следующих посылок.

  1. Регулярный менеджмент - это менеджмент, включающий в себя полный набор основных компонент.
  2. Основная компонента, хотя и имеет "размытые" (т.е. возможно пересекающиеся с другими компонентами) границы, но обладает уникальным (таким имеющимся только у неё одной) "ядром".
  3. Основные компоненты могут быть связаны друг с другом и находиться в различных измерениях (стратах).
  4. Любая совокупность основных компонент является менеджментом.
  5. Менеджмент, а значит и любая основная компонента представляют собой систему управления.

Тогда основные , вспомогательные и групповые компоненты "Семи нот" должны быть преобразованы так:

  • маркетинг, логистика и финансы остаются в числе основных компонент;
  • учёт, коммуникации, программно - технические платформы аннулируются по причине поглощения их другими (иногда всеми) основными компонентами;
  • структуры и бизнес - планирование преобразуются в более ёмкие организацию и развитие соответственно;
  • экономика сужается до издержек;
  • групповые компоненты человеческих ресурсов и качества вводятся в число основных компонент;
  • вводится основная компонента стратегии, ортогональная всем остальным.

В результате музыкальная нотация преобразуется в "триумфальные ворота" регулярного менеджмента, имеющие восемь вертикальных колонн (маркетинг, логистика, финансы, организация, развитие, персонал, качество, издержки) и венчающий их портик (стратегия).