Проектный управленческий консалтинг и реструктуризация предприятий

Б. Карабанов, КВФ “Инталев”, Санкт-Петербург

Когда говорят о реструктуризации, то предполагается, что следует изменить некий существовавший на предприятии, но теперь устаревший порядок. Применительно к нашей практике язык не поворачивается существующее положение на наших отечественных предприятиях назвать порядком. Поэтому для огромного большинства предприятий реструктуризация означает наведение порядка, то есть построение нормальной системы управления или, как сейчас говорят, постановку регулярного менеджмента. Поскольку практика подтвердила, что этот процесс представляет собой набор типовых действий, постоянно повторяющихся от раза к разу, нашей фирмой была разработана технология оказания консалтинговых услуг.

Форма оказания консалтинговых услуг

Мы не даем почасовых консультаций. И не потому, что не знаем, что можно сказать клиенту за $150 в час. Просто для подавляющего большинства компаний советы консультантов, пусть самые умные и правильные (в контексте обсуждаемой сегодня темы), не смогут быть воплощены в жизнь, в первую очередь, в силу отсутствия того самого регулярного менеджмента. Поэтому свою деятельность наша фирма осуществляет в форме проектов.

Проект: структура и технология

Каждый проект имеет свою типовую структуру. Содержание и последовательность этапов достаточно стандартна и наверняка находится в арсенале многих консультационных фирм. Особенность в том, что на каждый этап разработана своя методика, которая предполагает выполнение набора стандартных действий. Этим исключается зависимость результатов работы от индивидуальности знаний, умения и опыта непосредственного исполнителя. И, во-вторых, результат одного этапа автоматически является исходным материалов для проведения следующего. Работа передается как по конвейеру от исполнителя к исполнителю в сквозном порядке от начала до окончания проекта. Налаженная таким образом работа отвечает всем требованиям технологичности - тиражируемости, масштабируемости, повторяемости результата - и рассчитана на среднестатистического исполнителя, а не на уникального индивидуума.

Методологические особенности

Следует отметить связь содержания выполняемых работ различных этапов между собой. Во многом это обеспечено за счет использования западных методик, в том числе TQM (Total Quality Management) и конкретно стандарта ISO 9000

Диагностика

Прежде всего, это касается этапа экспресс-обследования. Использование методики вышеназванного стандарта позволяет четко диагностировать ситуацию на предприятии клиента, однозначно понять и идентифицировать его проблемы. Такая техника работы обеспечивает полное соответствие потребностей предприятия в реструктуризации и комплекса планируемых мер по ее проведению.

Проводимые в рамках реструктуризации работы благодаря созданной технологии автоматически поддерживают определенные взаимосвязи.

Связка “стратегия / оргструктура”

Стратегия диктует, какой будет оргструктура (ее тип и особенности), которая должна быть ориентирована на достижение поставленных стратегических целей. Для этого определяются функции, которые должна выполнять фирма, чтобы достичь указанных выше целей. Соответственно им определяется, сколько и каких должно быть для этого оргзвеньев. С помощью специального софт-органайзера этот процесс автоматизируется, и затем оргструктура закрепляется и регламентируется Положениями. Таким образом функции фирмы дробятся по подразделениям и доводятся до уровня конкретных исполнителей в виде должностных инструкций.

Связка “оргструктура / бизнес-процессы”

С другой стороны, через оргструктуру фирма ведет свой бизнес, осуществляя повседневную деятельность. Понятно, что бизнес-процессы не "текут" вверх-вниз по иерархии оргструктуры, а как бы пронизывают фирму насквозь. Это можно представить в виде матричной схемы, где в колонках - оргзвенья, а в строчках – бизнес-процессы. И все эти бизнес-процессы должны полностью соответствовать функциям фирмы. В противном случае, если это условие не соблюдается, бизнес ведется неэффективно.

Для установления такого соответствия используются другие широко распространенные методики, а именно техника американских военных стандартов IDTF0 и IDTF1, которые описывают системы и процессы соответственно, и которые адаптированы нами под конкретные задачи.

Бизнес-процессы определенным образом структурируются и описываются, в результате чего они трансформируются в систему, где все выражено через документы и участников процесса. В таком виде они составляют систему документооборота, и закрепляются Положением о документообороте, а с другой стороны, включаются в должностные инструкции конкретных исполнителей, которые являются участниками описанных выше бизнес-процессов. Таким образом, оргструктура строится в соответствии с бизнес-процессами и одновременно отвечает стратегическим установкам.

Часто бывает, что фирма-консультант без разработки стратегии и описания бизнес-процессов рисует какую-то оргструктуру, пишет Положения и должностные инструкции. При этом она выполняет формально правильные действия, но в результате появляется совершенно бесполезный документ – такая оргструктура и регламентирующие документы очень слабо связаны с реальностью, а потому практического эффекта не дают.

Можно выделить три области:

  • область реструктуризации (оптимизация оргструктуры и финструктуры)
  • область реинжиниринга (оптимизация бизнес-процесов)
  • область регламентации (документарное закрепление)

Таким образом, отработав технологию действий в первых двух областях, и научившись адекватно отражать все проделанные изменения в третьей, мы получаем возможность совершенствовать систему управления фирмой в органической взаимосвязи стратегии, структуры и бизнес-процессов.

Принципы консультирования

Деятельность нашей фирмы для клиента не является "черным ящиком". Как это часто бывает, консультанты поработали на предприятии, через некоторое время приносят директору на стол пухлый отчет: "Вот, это будет вашей стратегией". Как, почему она такая, чем руководствовались авторы при разработке – неизвестно.

Мы все работы проводим в тесном контакте с менеджментом предприятия, и его сотрудники в совместном процессе перенимают и овладевают нашей методологией работы. Мы ставим цель не только выполнить проект, но и осуществить трансферт технологии.

Научившись диагностировать проблемы, разрабатывать стратегию, строить оргструктуру, описывать бизнес-процессы, менеджеры фирмы-клиента сами смогут потом заниматься реструктуризацией и реинжинирингом, и тогда оргструктура, как костяк организации, развивается и совершенствуется в соответствии с целями фирмы и выбранным путем развития.

В процессе постановки системы управления наша фирма особое внимание уделяет вопросам планирования, как практически трудно реализуемым в силу различных причин – от мнения, что в России планировать ничего нельзя в принципе, и заканчивая простым неумением пользоваться приемами планирования.

Для того, чтобы облегчить процесс практического освоения техники планирования, и в первую очередь финансового, наша фирма разработала первую в России компьютерную программу по бюджетированию. Мы не только передаем технологию, но и вооружаем менеджмент предприятия практическим и эффективным инструментом, и завершаем проект автоматизацией финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Комплексное решение из одних рук

Вышесказанное позволяет нам на практике доводить до реализации те рекомендации, которые мы даем как консультанты. Клиент выигрывает от такого подхода – он получает комплексное взаимоувязанное решение из одних рук – ему не надо связываться в процессе реструктуризации с разными фирмами-исполнителями, когда одни консультируют, другие разрабатывают компьютерные программы, третьи осуществляют поставку и установку оборудования, и нет единого координирующего центра, несущего ответственность за конечный результат.

Именно во время кризиса реструктуризация является особенно актуальной как подготовка фирмы к работе в новых, куда более жестоких условиях следующего этапа развития экономики. В этих условиях выиграют те, кто лучше и раньше сумеет провести эту подготовку – случайных удач уже не будет, победа будет за системой и порядком. И с этой точки зрения правильно сделанные инвестиции в систему управления предприятием – это единственные инвестиции, которые не подвержены никакой инфляции, так как они делаются в собственное предприятие и потому не обесценятся никогда.