Использование возможностей малого предпринимательства в реструктуризации отраслей и предприятий

М.К. Глазатова, Министерство экономики РФ

В рамках реализации стратегической задачи по созданию условий нормального функционирования промышленности значение малого предпринимательства, как одного из реальных факторови эффективных инструментов проведения реструктуризации отраслей и реформирования предприятий, может рассматриваться на новом качественном уровне.

Позитивные возможности малого предпринимательства могут быть использованы для обеспечения структурных сдвигов в производстве, активизации промышленной политики и решения задач по развертыванию процесса перевода предприятий на современные условия хозяйствования.

Ядром предпринимательского подхода должна стать реализация мер, обеспечивающих стимулирование деятельности малых предприятий, как подлинного предпринимательства, создающего нетрадиционные комбинации факторов производства, используемых с максимальной эффективностью особенно в организации оптимальных структур управления и пропорций производства.

Активный интерес к использованию в процессе реструктуризации возможностей малого предпринимательства, прежде всего, объясняется тем, что, во-первых, в настоящее время малые предприятия являются существенным сектором экономики. Во-вторых, на крупных предприятиях сосредоточена основная масса промышленно-производственных фондов, коэффициент загрузки которых крайне низок, а возрастной состав - высок, что определяет в числе первоочередных решение проблемы их обновления. В-третьих, на крупных предприятиях целый ряд работ уже выполняется автономными подразделениями, иногда фактически готовыми малыми предприятиями.

Ориентированность малых предприятий на рыночные формы хозяйствования создает благоприятную среду для повышения производительности труда (объем производства по всем видам деятельности в расчете на одного работающего), которая по этому сектору предприятий имеет положительную динамику: за первое полугодие 1997 г. - 15,6 тыс. руб., за первое полугодие 1998 г. - 19,2 тыс. руб. Проводя активную инвестиционную политику (по итогам 1996 г. в строительстве доля капитальных вложений малых предприятий составила 56,2% от общего объема; в торговле и общественном питании - 66,1% от общего объема; промышленные - 4,4% от общего объема инвестиций по отрасли) малые предприятия вносят существенный вклад в поддержание конкурентной среды и стимулирование обновления средств производства. Собираемость налогов по малым предприятиям значительно выше, чем по другим категориям российских предприятий.

К настоящему времени малое предпринимательство уже показало себя интересным партнером для крупного производства. На базе большинства крупных предприятий создаются в среднем по 5-6 малых предприятий в форме “дочерних”, вклад которых в результаты деятельности головной фирмы по валовому хозяйственному обороту оценивается примерно в 2,5-5%. Число малых предприятий, с которыми крупные предприятия поддерживают только торгово-экономические связи, - на порядок выше, охватывая в ряде случаев более 100 независимых фирм. Их доля в снабжении и сбыте обследованных предприятий, по оценкам руководства крупных предприятий, варьируется от 10 до 50%.

Развитие взаимодействия разных категорий предприятий является объективной необходимостью поступательного развития устойчивых хозяйственных систем, сбалансированность которых в значительной степени будет определяться проводимой государственной политикой. В условиях отсутствия реальной государственной поддержки по выводу отраслей из кризиса, малое предпринимательство приобретает особую актуальность, выступая как внутренний отраслевой ресурс экономического роста. В этой связи участие малого предпринимательства в реструктуризации отраслей и предприятий рассматривается как предпочтительная стратегическая линия, реализация которой должна проходить по следующим направлениям:

- реализация возможностей малого предпринимательства в интеграции и стратегическом партнерстве в интересах устойчивого развития хозяйственных систем;

- участие малых предприятий в создании гибких организационных структур отраслей и предприятий;

- стратегическая ориентация на задействование инновационного потенциала малого предпринимательства.

Включение потенциала малого предпринимательства в процессы развития интеграции и формирования стратегического партнерства в целях устойчивого развития хозяйственных систем проходит через механизмы подрядного кооперирования (субконтрактинга), совместного производства (договорной специализации) и выполнения государственных заказов.

Субконтрактинг в процессе выстраивания рыночных основ хозяйствования стимулирует постоянство во взаимодействии крупных и малых предприятий, что положительно сказывается на экономическом состоянии хозяйственных систем. Кроме того, техническая помощь в рамках субподряда может резко повысить оснащенность и конкурентоспособность большого числа малых предприятий, раскрывая перед ними возможность, окрепнув в финансовом и технологическом отношении, уйти от субподрядной зависимости, став средним по величине предприятием, способным в течении длительного времени самостоятельно выдерживать рыночную конкуренцию.

Реальное участие малых предприятий в поставках для государственных нужд в настоящее время в целом незначительно. Вместе с тем, можно выделить несколько схем привлечения малых предприятий к выполнению заказов:.

1. Малое предприятие участвует в торгах самостоятельно и в случае победы в торгах становится исполнителем и распорядителем заказа.

2. Малое предприятие участвует в торгах как структурная единица крупного предприятия, от которого оно получит часть заказа в случае выигрыша торгов материнским крупным предприятием.

3. Малое предприятие становится соисполнителем заказа вместе с крупным предприятием.

Самостоятельное участие малых предприятий в торгах на поставку продукции для государственных нужд в настоящее время затруднено из-за слабой материально-технической базы производственных предприятий, отсутствия должного уровня технологий на многих малых предприятиях, незначительностью собственных финансовых ресурсов, трудностями с обеспечением производства высококачественным сырьем и квалифицированными специалистами, а также слабым контролем за выполнением государственными заказчиками законодательно закрепленного обязательного условия привлечения к выполнению госзаказов малых предприятий.

Использование инновационного потенциала малого предпринимательства может стать одним из механизмов повышения эффективности использования научных разработок и внедрение результатов фундаментальных и прикладных исследований в промышленности.

Одним из основных способов ускорения научно-технического прогресса в развитых странах является кооперация крупного капитала с большим числом малых и средних фирм, занятых в сфере НИОКР. Особо хотелось бы выделить ту форму организации отношений науки с производством вообще и крупного и малого бизнеса в частности на самых новейших, наиболее перспективных направлениях научно-технического прогресса, которая связана с рисковым или венчурным капиталом. Это взаимодействие характерно в той или иной степени для каждой отрасли народного хозяйства.

Исходя из перспективы развития в России венчурного финансирования в качестве формы интеграции крупных и мелких структур, нельзя не указать на возможности весомого потенциала активно создающихся ныне финансово-промышленных групп. Взаимодействие ФПГ с малыми инновационными фирмами эффективно способствовало бы разрешению противоречия между невостребованностью творческих возможностей российских ученых и необходимостью кардинального обновления технической основы фактически всех отраслей народного хозяйства.

Развитию этой формы кооперации между малым и крупным производством необходимо уделить первостепенное внимание. Основным лимитирующим фактором здесь выступает нехватка инвестиционных средств, вызванная прежде всего недостаточным уровнем развития нашей кредитной системы. При высокой доле сбережений в ВВП (по оценкам, свыше 20%), в России пока не развернуты такие формы специализированного кредита, способного обслуживать венчурный бизнес, как пенсионные, инвестиционные, гарантийные, взаимные фонды, кредитная кооперация и др. Законодательно-нормативная база, на которую могут опираться эти институты, практически отсутствует.

Государство обязано создать адекватную этим задачам внешнюю среду, а также обеспечить прямую финансовую поддержку приоритетных венчурных разработок. Немалую роль способны сыграть специальные фонды финансирования, учреждаемые государством и объединениями предпринимателей, Российской фонд фундаментальных исследований, Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и др. Существенны и иные элементы инфраструктуры поддержки, в том числе технопарки, уже функционирующие, к примеру, в Зеленограде, Ногинске, Новгороде и других городах страны.