Управление – 99: новые факторы успеха

М. Антонов, О. Шевченко , консультационная компания “ПАКК”, Москва

Специфика кризиса состоит в том, что очень сложно, если вообще возможно выработать детальную программу антикризисных мер на достаточно длительную перспективу. Главный фактор неопределенности ¾ экономическая политика, которую будет проводить правительство. Предпочтенный им сценарий во многом определит эффективные направления действий предприятий.

В настоящий момент основные контуры этого сценария проявились и поэтому появляется возможность говорить о возможной экономической модели 1999 года. Определенность новой экономической модели позволяет анализировать перспективы российских предприятий, а значит и вырабатывать оптимальное поведение. Это, в свою очередь дает возможность выделить ключевые факторы успеха и основные характеристики модели управления российским производственным предприятием в условиях экономической политики -99.

    В настоящем выступлении хотелось бы остановиться на следующих моментах:
  1. Основные черты новой экономической модели
  2. Последствия реализации этой модели для российских производственных компаний
  3. Адаптация системы управления к новой экономической модели.

Приведенные ниже рассуждения и выводы распространяются, в основном, на крупные промышленные предприятия, существенные как минимум в региональном масштабе.

Основные черты Новой экономической модели

Финансово-политический кризис августа-сентября прошел свою наиболее острую фазу. Рецессия финансовых и политических институтов страны по-видимому началась. На экономическую, в первую очередь производственную, сферу этот кризис оказывает влияние по следующим направлениям:

  1. Катастрофы в финансовой и банковской системах привели к краткосрочному шоковому воздействию, связанному с неплатежами, ломкой привычных финансовых и расчетных схем. К настоящему моменту (1-2 месяца после начала кризиса) большинство предприятий более или менее успешно преодолели эти сложности, хотя риски ликвидности заставляют их действовать более осторожно.
  2. Оперативные меры правительства в области налогов, таможенного регулирования и внешнеэкономической деятельности приводят к снижению эффективности экспорта, которая после девальвации рубля резко возросла. Продолжительность воздействия этих мер 3 – 5 месяцев.
  3. Меры правительства и ЦБ по стабилизации экономического положения, направленные на повышение организующей роли государства, ограничение эмиссии. (0.5-1 год)
  4. Инвестиционный дефицит, вызванный сокращением внешних инвестиций, уходом внутренних прямых и портфельных инвесторов будет влиять на предприятия на протяжении 2-5 лет.

Генеральная линия экономической программы правительства - слабо эмиссионное разрешение финансового кризиса, сокращение бюджетных расходов, жесткая денежная и фискальная политика, усиление экономической роли государства, вплоть до национализации.

Последствия для предприятий

    Эта экономическая модель может иметь следующие последствия для предприятий реального сектора:
  1. Сохранение эффективности экспорта (хотя и не столь высокое как в это могло бы быть при эмиссионном варианте).
  2. Снижение возможностей по кредитованию за счет бюджета.
  3. Сложности со сбытом на внутреннем рынке.
  4. Усиление кризиса ликвидности.
  5. Увеличение экономического и политического веса регионов.
    Общая линия поведения предприятий в этих условиях может быть обозначена как:
  1. Усиление региональной интеграции, “замыкание” товарно-денежных потоков в рамках регионов и финансово-промышленных объединений.
  2. Интеграция в региональные и общегосударственные программы.
  3. Усиление производственной кооперации
  4. Сокращение инвестиционных программ.
  5. Сокращение затрат административно-экономическими методами.

Эти и другие направления действий требуют от менеджмента вполне определенных качеств и навыков. Они могут существенно отличаться от тех, которые приносили успех в недавнем прошлом.

Факторы успешного управления в новых условиях

Работа на рынках

Навык работы на свободном конкурентном рынке отходит на второй план, хотя, по-видимому, и останется достаточно значимым. Ключевое значение приобретает умение встраиваться в общегосударственные и региональные распределительные системы.

Наращивание экспортного потенциала представляется чрезвычайно привлекательным, однако, осуществлять его придется, в основном, за счет внутренних ресурсов. Таким образом умение добывать кредиты должно смениться умением изыскивать внутренние резервы.

Внешние влияющие группы

Изначально плохое финансовое состояние предприятий дает повод для давления на него многим внешним силам и кредиторам, государству, более удачливым конкурентам. Добровольно-принудительная реструктуризация собственности в сторону увеличения доли крупных ФПГ и государства - еще один повод для менеджмента развернуться от “самостийности” в сторону консолидации с государством и ФПГ.

Управление финансами и инвестициями

Регулируемая экономика предъявляет к управлению финансами и инвестициями предприятия не менее жесткие требования, чем рыночная. Меняются лишь критерии эффективности использования ресурсов. Поэтому, умение грамотно распоряжаться ограниченными финансовыми возможностями останется необходимым условием успешного управления.

Нехватка инвестиционных ресурсов потребует перестройки инвестиционной политики предприятия. Единственной надеждой на получение кредитов под крупные инвестиционные проекты остаются те же государство и ФПГ. Средние и небольшие проекты можно будет осуществлять за счет собственных средств и региональных и отраслевых консорциумов.

Управление производством и издержками

Естественной реакцией на изменение внешней среды станет возрастание роли административных методов в управлении “внутренностями” предприятия. Стимулирующая роль экономических методов снизится, но возрастет их регулирующая функция. Поэтому механизмы бюджетирования, планирования и учета будут, вероятно, лишь более жесткими.

Общие выводы

    Итак, ключевыми факторами успеха в управлении предприятием – 99 станут:
  1. Умение интегрироваться в региональные и общегосударственные финансово-промышленные объединения.
  2. Мобилизовать внутренние ресурсы для решения производственных и инвестиционных задач.
  3. 3. Строить жесткие экономико-административные системы внутреннего управления.