Становление профессии консультанта: взгляд из Нижнего Новгорода

В.Г. Паршков, ГПП “ТРЭК”, В.М. Замский, фирма “ЭКС”, Л.Ф. Циферблат, консалтинговая фирма “Центр содействия инвестициям”, Нижний Новгород

В начале 90-х годов в Нижнем Новгороде появились люди, которые назначили себя консультантами по организации бизнеса. Процесс носил абсолютно хаотический характер. Кто-то подошел к этому очень серьезно, справедливо решив что это очень трудная профессия, для которой нужны энциклопедические знания и достаточно редкое сочетание эрудиции, таланта преподавателя и врожденная коммуникабельность. Другие подходили проще, создавая и тиражируя типовые бизнес планы для очередной “конторы”.

Это была романтическая эпоха, когда физики и радиоэлектроники, назначившие себя консультантами по бизнесу, изумленно открывали для себя законы экономики. Красивые слова - бизнес-план, маркетинг и загадочные символы "PR", будили их воображение и звали на штурм еще непокоренных вершин экономики. 

Первыми клиентами были бизнесмены, имеющие систематическое образование и понимающие книжную мудрость. Их было мало, на них смотрели как на людей, зарывших последние пять сольдо на поле дураков и ждущих, что скоро вырастет денежное дерево. К немалому удивлению самих бизнесменов часто происходило именно так. Бизнесменов было мало, а консультанты и вовсе были одиноки, скрытны и нуждались не друг в друге, а только в заказах.

Однако, в 1995 году на рынке проявились новые тенденции. Рынок от конкуренции между покупателями переходил к конкуренции за покупателя. Для многих оказалось неожиданностью, что за покупателя надо бороться. Потребовались иные, регулярные методы ведения бизнеса. И тут вспомнили о тех, кто пытался "всучить" им когда-то такой эфемерный продукт, как советы по бизнесу.

К этому времени и сами "самозванные" консультанты обросли жирком новых знаний. Они занимались самообразованием, обучались на различных учебных семинарах и в бизнес-школах.. Использование новых знаний на практике привело их к пониманию того, чем же они действительно занимаются. Они стали осознавать себя профессионалами, а свой бизнес - как профессию. Возникла потребность не только утверждения себя в профессии, но и утверждения профессии в общественном сознании.

Появились первые крупные проекты, которые отдельные консультанты не могли выполнить в одиночку. Приходилось искать партнеров для совместной работы над проектами.

Осознание профессии и совместная работа привели к первым попыткам создать профессиональное объединение бизнес- консультантов. В 1995 г. было предпринято сразу три такие попытки. Все они окончились неудачей.
Как сейчас стало ясно, не все консультанты были готовы и действительно стремились тогда к объединению на деле, а не на словах. Слишком они были разрознены, имели совершенно разные квалификацию и опыт работ. Несмотря на то, что рынок услуг начал расти, предложение по-прежнему превышало спрос. Все это объективно мешало созданию профессионального объединения.

Но имевшиеся попытки сыграли свою положительную роль. Общественное мнение узнало о существовании такой профессии. Ряды консультантов пополнились людьми, имеющими собственный опыт в бизнесе и знающие его проблемы изнутри. Встречи в неформальной обстановке и обмен мнениями приводили к осознанию общих интересов в формировании цивилизованного рынка консалтинговых услуг.

Во время общения с коллегами определился некоторый квалификационный стандарт, который стимулировал консультантов к повышению собственной квалификации. Консультанты начали включаться в выполнение комплексных программ, настоятельно требующих объединения усилий.

В 1996 году заметно улучшился инвестиционный климат в Нижегородской области. Появились крупные инвестиционные проекты, в том числе - зарубежные. Нужна была объединяющая идея, позволяющая опробовать все достоинства и недостатки совместной работы.

В 1996 году на бизнес - семинаре одним из авторов настоящего доклада была озвучена идея проведения серии бесплатных ярмарок - консультаций для предпринимателей Нижегородской области. Идея была одобрена всеми участниками семинара, и через три недели в июле 1996 года первая такая ярмарка была проведена. До конца года было проведено шесть добровольных акций. В них участвовали как представители консалтинговых фирм, так и независимые консультанты.

В ходе ярмарок-семинаров определился круг их постоянных участников, появились технологии проведения совместных акций, возникло понимание важности объединения в профессиональные группы. Поэтому на очередном "круглом столе", проведенном по результатам октябрьской ярмарки, было выдвинуто предложение об объединении в профессиональный союз. Идея была поддержана администрацией Нижегородской области.
И, наконец, 11 декабря 1996 года шесть юридических и двадцать два физических лица, для которых консалтинговая деятельность уже стала профессией, учредили некоммерческую организацию "Некоммерческое партнерство "Нижегородская гильдия профессиональных консультантов" (далее Гильдия).

Основной причиной успеха на это раз, на наш взгляд, явилось то, что содружество возникло - во-первых, как ответ на реальные потребности бизнеса; - во вторых, на основе реального общего дела - проведение бесплатных консультаций и просветительская деятельность в СМИ; и в третьих, осознание “наиболее способными Буратино” основ высшей математики бизнеса - оказалось, что в бизнесе деление не всегда означает потери. Основной целью Гильдии признано формирование и развитие цивилизованного регионального рынка консультационных услуг.

Понимая всю хрупкость достигнутого равновесия интересов и амбиций, Учредители приняли решение о создании восьми комитетов в рамках Гильдии, которые возглавили ведущие консультанты региона. Председатели комитетов образуют Совет Гильдии. На первом собрании учредителей Гильдии принято соломоново решение не вводить пост президента. Председатели комитетов по должности приобретают ранг вице-президентов с равными правами.

Подобная структура, хотя и кажется несколько аморфной, позволяет, по меткому замечанию одного из вице-президентов, "приглядывать друг за другом" и, вместе с тем, извлекать пользу от сотрудничества профессионалов.
Созданная организационная структура и соблюдение общих стандартов качества и этических норм поведения на рынке позволили Гильдии уйти от навязывания своим членам единых методик, технологий, цен в их профессиональной деятельности. И, как следствие, на следующем витке известной спирали, внутри Гильдии стали возникать более плотные и устойчивые консалтинговые группы.

Одно из таких деловых объединений консультантов представляют авторы этого доклада. И мы можем констатировать, что синергический эффект превзошел наши самые оптимистичные ожидания. Объем работ, выполняемый нашей консалтинговой группой увеличился не в арифметической, а скорее в геометрической прогрессии.

За 6 лет деятельности на рынке профессиональных услуг консалтинговыми фирмами НПП “ТРЭК”, “ЭКС” и “Центр содействия инвестициям“ выполнено более 50 проектов, наиболее крупные из которых выполнены содружеством специалистов нашего триумвирата. Услугами специалистов нашей консалтинговой группы воспользовались предприятия с численностью работающих от 32 до 1740 человек, в том числе Нижегородский межрегиональный земельный банк (НМЗБанк); ПКП “Центр-ГАЗ” , Нижегородский масложиркомбинат, Сбербанк, Нижегородский Банкирский Дом (НБД-банк), “АвиаТехМас”, ОАО “ГАЗ”. Число оплачиваемых Клиентами часов консультантов быстро стало приближаться к значениям в 60-70 % от общего рабочего времени. Общая стоимость проектов, подготовленных и реализуемых при участии консультантов нашей группы превысила 20 млн долларов США.

Преподавательская деятельность на учебно-практических семинарах стала превращаться из маркетинговой во вполне самостоятельный вид деятельности наших специалистов. За минувший год нам удалось практически выполнить в этой области целый ряд крупных учебных проектов, среди которых:
“Практический маркетинг”, “Служба по связям с общественностью: теория и реальность” - по заказу ОАО "ГАЗ".
“Компьютер для менеджеров” - по заказу Нижегородского межрегионального земельного банка.
“Электронные таблицы в финансово-экономических расчетах” - по заказу Росгосстраха.
“Практикум по бизнес-планированию” - по заказу ОАО “ Завод спецавтомобилей” и ОАО “Нижегородский масложировой комбинат”