“Альт-Инвест” как инструмент менеджмента при групповом анализе и принятии решения о производстве новой техники

Б.М. Морозов, ОАО КАМАЗ, Набережные Челны

Открытое акционерное общество КАМАЗ использует различные программные продукты фирмы “АЛЬТ” (в частности, “Альт-Инвест”) в течение двух лет. За это время сформировалась группа специалистов, накопившая опыт создания финансовых моделей проектов, отработались приемы демонстрации руководству влияния изменений исходных данных на результаты расчетов.

В ситуации, когда знания в области инвестиционного и финансового менеджмента продолжают оставаться принадлежностью малого числа профессионалов, в основном иностранных, формирование общего понимания критериев, зависимостей, степени чувствительности к изменению условий имеет ключевое значение при определении судьбы крупных проектов. Распространение на КАМАЗе в последнее время современной процедуры группового анализа и принятия решений по важнейшим инновациям в сочетании с опытом внутренних консультантов по налаживанию управленческих коммуникаций позволило перейти к новому этапу - анализу финансовой осуществимости проектов “в интенсивном режиме” с участием большой группы высших менеджеров.

Одна из проблем предприятий со сложной структурой - подготовка корректных исходных данных и их согласование, так как у представителей разных подразделений возникают существенно различные точки зрения на величины прогнозируемых объемов производства, цены, размеры выручки, капитальные и текущие затраты, производственные запасы и т.д. Оптимистический и пессимистический варианты расчетов при этом дают сроки окупаемости и потребность в кредитных ресурсах, различающиеся на полпорядка. Нужен метод перекрестного уточнения исходных данных с проигрыванием (моделированием) хода осуществления проекта.
В качестве объекта для отработки нового метода руководство КАМАЗа выбрало проект освоения нового семейства тяжелых грузовиков КАМАЗ-6520. Консультационно-инжиниринговая фирма “МетаПроект” и специалисты отдела инжиниринга Литейного завода разработали несколько финансовых моделей проекта при помощи “Альт-Инвест 2.0.” Взаимозависимые показатели были тщательно увязаны формулами, с тем, чтобы при изменении исходных данных не требовалось длительной настройки файла, на графики вывели крупным шрифтом значения, добавили несколько кривых по расчетам, часто вызывающим вопросы: заработная плата, налоги, общая сумма процентов за кредит, добавили диаграммы прибыли и структуры себестоимости по периодам - на выпуск и на единицу продукции. Мощный компьютер и проектор позволяли быстро производить расчеты и демонстрировать результаты на настенном экране.

Работа проводилась в течение 2,5 дней “с полным отрывом от производства”. 90 представителей генеральной дирекции, заводов комплекса и функциональных служб под председательством Генерального директора собрались вечером пятницы в зале профилактория. После стартовых докладов первых лиц об особенностях текущей ситуации из участников сформировали группы, ответственные за соответствующие разделы исходных данных:
     
     

     

  • группа высшего менеджмента - постановщик финансовых целей, сроков, арбитр в возникающих конфликтах, утверждает размер вносимого в проект собственного капитала;
     
     
  • экономическая группа - макроэкономические показатели (инфляция, курс валюты, ставки сравнения, депозитные, кредитные), условия получения и возврата кредитов, текущий уровень накладных расходов, сложившиеся условия формирования оборотного капитала, величина заработной платы по категориям, численность АУП, нормы амортизации;
     
     
  • маркетинг - объемы, сроки продаж по видам продукции для определения выручки, уточнение данных по отсрочкам, авансам, сбытовым расходам, затратам на рекламу и т.д.;
     
     
  • снабжение - стоимость материалов и комплектующих, условий поставки, размеров партий, требуемых запасов;
     
     
  • конструкторско-технологическая - затраты на оборудование, оснастку, инфраструктуру, документацию, испытания, работы по подготовке производства, технологическая трудоемкость изготовления;
     
     
  • кадры и качество - затраты на обучение, затраты на обеспечение качества, сертификацию;
     
     
  • основное производство - уточнение прямых материальных затрат, сроков освоения, затрат на подготовку производства, оборудование и т.д. (основной оппонент технологов);
     
     
  • вспомогательное производство - затраты на энергоносители, ремонт и обслуживание, численность вспомогательного персонала.
     
Каждой группе придали консультанта по управлению для налаживания интенсивной и конструктивной дискуссии.

На первом этапе уточнялись макроэкономические показатели и все, что касается объемов выручки от реализации. После работы в группах на пленарном заседании докладывались итоги. Как водится, под перекрестными вопросами от разных групп маркетологи признали свои прогнозы рискованными, новые данные “на глазах” у присутствующих ввели в модель, пересчитали чувствительность и продемонстрировали результаты и зависимости в качестве предельных рубежей для затрат. Поскольку проект продолжал оставаться высокоприбыльным, производственники бросились “уточнять” объемы затрат на закупку и модернизацию оборудования, снабженцы, подвергнутые критике за чрезмерную долю затрат на комплектующие - искать резервы в цене поставок и т.д.

Общая прибыльность проекта и трудности производственников с “вчувствыванием” в финансовые потоки привели на втором этапе - “уточнение затрат” - к росту потребности в инвестициях в 5 раз и, как следствие, к провалу проекта в “долговую ловушку”. Поздним вечером весь зал, притихнув, наблюдал на экране за тщетными попытками консультанта добиться положительной величины свободных денежных средств при увеличении кредитов. Острейшие дебаты групп высших менеджеров, технологов, производственников, затянувшиеся глубоко за полночь, можно охарактеризовать как “становление экономического мышления в идеологии Альт-Инвест”. К утру третьего дня были найдены технологические и организационные решения (например, концентрация зубообработки с резким уменьшением потребности в финансах), модель в очередной раз пересчитана, вновь появилась прибыль.

На третьем этапе уточнялись условия кредитования и величины собственных вложений. Одновременно с уточнением полных инвестиционных затрат снабженцы выдвинули концепцию закупок, уменьшившую потребность в оборотном капитале, экономисты нашли резервы в накладных расходах. На модели отслеживали и демонстрировали вклад каждой группы в успех проекта. Для анализа результатов из представителей разных групп создали Аналитический центр, позднее получивший воплощение в оргструктуре ОАО, а уточненный бизнес-план послужил основой (и количественными рубежами) для утверждения приказа по проектно-целевой группе по семейству “КАМАЗ 6520”.

При подведении итогов один из менеджеров признал: “Не будь у нас такого инструмента, мы бы еще 5 лет ставили друг перед другом невыполнимые задачи и провалили бы отличный проект. Теперь мы понимаем что и когда следует делать”.

Конечно, экономическое мышление за три дня в крупнейшей компании не возникает. Но уже проведена вторая сессия группового стратегического планирования по проблемам уменьшения издержек производства, на которой использовали программные продукты “Альт-Финансы” и “Альт-Прогноз”, готовится третья, на которой мы попытаемся последовательно создавать сквозную финансовую модель и согласованный бизнес-план на текущую деятельность КАМАЗа при помощи “Альт-Инвеста”.

Думается, мы нашли способ соединения целенаправленности мышления и “точного аршина” электронных вычислений, достойный распространения и вполне могущий послужить на благо страны.