Совершенствование анализа финансовой деятельности предприятий

А.Р. Бриль, АО "Институт Механобр", Санкт-Петербург

При организации аналитической работы по оценке деятельности и финансовому планированию в фирме возникает ряд проблем, связанных как с недостатком теории финансового управления в условиях российского переходного периода, так и с отсутствием общепринятой методологии проведения этих работ. Несмотря на огромное количество журнальных статей, монографий, посвященных этому вопросу, разнообразие компьютерных программ нет общепринятой методики, прототипа по которому с приемлемыми затратами можно было бы создать такую эффективно работающую службу у себя на предприятии.

Другой более простой вопрос: с чего начать разработку годового (или хотя бы квартального) бюджета? Известные консалтинговые фирмы, работающие на российском рынке, даже в этом вопросе не имеют единого подхода. Так одни строят методику бюджетирования на основе первоначального расчета плановых объемов реализации продукции , другие на базе оценки средневзвешенной стоимости капитала, третьи на разработке плана прибылей и убытков.

Если главной целью финансового планирования является рост собственного капитала фирмы, то главным нормативом этой деятельности является плановая норма прибыли. Как ее установить? Простые решения, предлагаемые в переводной литературе, при внимательном рассмотрении позволяют определить лишь нижнюю границу этой величины либо на основании принципа безубыточности, либо по ставке банковского процента. Верхняя же граница нормы прибыли для предприятия, осваивающего в современных российских условиях новые виды деятельности, совершенно неопределенна. Ее количественная характеристика зависит от уровня предпринимательского и финансового риска, величину которых самостоятельно определяет каждый бизнесмен, финансовый директор или его аналитическая группа. В связи с субъективностью оценки уровня риска такой же субъективной становится для каждой фирмы и ее плановая норма прибыли.

Более сложный вопрос - организация текущего (т.е. выполняемого с определенной периодичностью) анализа финансовой деятельности предприятий и создание на его основе информационной базы для бюджетирования.
В методологии финансового анализа широкое применение получил коэффициентный метод, который основан на расчете соотношений различных финансовых показателей. Коэффициентов много, расчетные формулы их достаточно просты и сами по себе носят универсальный характер. Использоваться финансовые коэффициенты могут для различных целей, как для принятия стратегических решений по развитию фирмы, так и для решения текущих вопросов. С их помощью можно достаточно многосторонне отразить фактическое финансовое состояние предприятия. Однако уровень сравнительной эффективности, возможности дальнейшего развития оценить не представляется возможным из-за отсутствия нормативных величин коэффициентов, которые за рубежом рассчитываются как среднеотраслевые. Сравнение же финансовых коэффициентов отечественных предприятий с их среднеотраслевыми значениями для иностранных фирм некорректно из-за того, что за рубежом бухгалтерия основана на международных стандартах и принятых в связи с этим условностях, которые еще не в полной мере действуют в России. По-видимому в значительной части из за этой причины в последнее время сложилось мнение, что финансовые коэффициенты "не работают" в российских условиях.

Снижение интереса к финансовым коэффициентам связано еще и с тем, что после их появления в Российской литературе и практике, им стала отводиться чрезмерно высокая роль, на которую они никогда не претендовали.
Несмотря на негативные проявления, коэффициентный анализ технически легко организовать, он позволяет сделать достаточно широкую оценку финансовой деятельности предприятия, применяется всеми крупными консалтинговыми фирмами и никак в связи с этим не может быть сброшен со счетов в России.

Для эффективного использования этого вида анализа необходимо решить несколько вопросов. Первый лежит за пределами компетенции предприятий и фирм, на государственном и отраслевом уровне, где, с одной стороны, необходимо более быстрое продвижение Российских бухгалтерских стандартов к международным, с другой стороны развитие промышленной статистики в части финансовых коэффициентов и определения их среднеотраслевых значений.

Второй вопрос относится к теории и методологии комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятий. Он заключается в установлении четкой целевой направленности коэффициентной оценки, определении состава и порядка расчета показателей для решения поставленной задачи, методики их сопоставления и принятия решений. А это, в свою очередь, позволит установить место коэффициентного анализа в общей системе комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятий

Третий вопрос относится к организации анализа непосредственно на предприятиях, к созданию специальной службы, единой информационной базы и системы документооборота.

Анализ финансовой деятельности компании имеет многоцелевую направленность:
- для внутреннего пользования на предприятии,
- для субъектов вне фирмы.
При этом можно выделить несколько групп потребителей результатов оценки, преследующие различные цели (см. табл.).
Различие потребителей, целей анализа и связанное с этим многообразие необходимой для принятия решений информации обуславливает использование различных методов и приемов. Наряду с коэффициентным финансовым анализом необходимо "вспомнить" и начать применять такие широко распространенные в литературе и зарубежной практике методы как факторный и функционально-стоимостной анализ, методы исследования операций, программно-целевого и сетевого планирования.

Методология факторного анализа с применением различных статистических методов, включая корреляционный анализ, используется для исследования затрат и цен, организационно - технического уровня предприятия, его продукции, технологии и других характеристик.

Широкое распространение получил для оценки организационного уровня предприятий, исследования себестоимости, затрат и цен метод функционально-стоимостного анализа. Для этих же целей используются приемы методологии исследования операций, программно-целевого и сетевого планирования.

В таком обширном наборе коэффициентный анализ занимает совершенно определенной место и требует для получения объективных результатов соблюдения заложенных при его разработке правил и условий.
Внутри фирмы
Субъекты вне предприятия
ПОТРЕБИТЕЛИ
1.Дирекция, управленческий персонал
2.Профсоюз, работники предприятия
 
 
1.Владельцы
а)Учредители, владельцы контрольного пакета.
б)Рядовые акционеры.
2.Банки, инвесторы, участники фондового рынка.
3.Компаньоны по бизнесу (поставщики, покупатели, кредиторы и т.д.)
4.Государственные органы.
ЦЕЛИ
 
1.Для эффективного текущего управления:
- организация финансового планирования и бюджетирования,
- организация стратегического планирования,
- организация оплаты труда
2.Для решения вопросов по развитию фирмы:
- расширение, диверсификация,
- реорганизация - реструктуризация,
- поиск инвесторов, эмиссия акций,
- рекламная компания,
- продажа бизнеса и т.д..
1.Покупка фирмы, контрольного пакета акций.
2.Инвестирование , совместная деятельность.
3.Предоставление кредитов.
4.Купля - продажа акций на вторичном рынке.
5.Оценка правильности уплаты бюджетных платежей и др
 
 
.
 
Большинству высшего управленческого персонала уже становится ясно, что для облегчения тяжелого финансового положения своих предприятий, для обеспечения тенденций роста развивающихся фирм необходима система планирования, базирующаяся на детальном анализе финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Отсюда потребность в глобальных компьютерных программах, которые могли бы увязать между собой эти направления управленческой деятельности. Однако опыт показывает, что создать программное обеспечение легче, чем организовать активно работающую службу финансового планирования и анализа. Так появились и широко рекламируются корпоративные программы. На многих крупных, бывших государственных предприятиях создаются аналитические группы программистов. Однако настораживает факт, что эти аналитические группы часто обособлены и имеют очень слабые контакты с плановыми и финансовыми отделами, бухгалтериями, продолжающими работать и выполнять всю основную работу по сбору и обработке финансовой и экономической информации.