Опыт работы с компьютерными программами при бизнес-планировании и инвестиционном проектировании

А.В. Степанов, АО “Ростерминалуголь”, Санкт-Петербург

Использование компьютерных программ значительно облегчает работу, но основную роль в моделировании принятия решений и в самих решениях на основе математических моделей играет профессионализм пользователей.

Бизнес-планирование и инвестиционное проектирование условно базируется на трех крупных составляющих:

     

  • условия и параметры финансирования проекта;
     
     
  • затраты по проекту;
     
     
  • планируемый доход от реализации проекта
Любое моделирование, а в частности моделирование инвестиционного проекта имеет несколько стадий. Это обусловлено тем, что оценить на начальном этапе с достаточной точностью все параметры проекта не всегда возможно.Прохождение этой схемы обычно многократное и ведется от различных составляющих проекта.

Работа по существующим и планируемым проектам ведется в ЗАО “Ростерминалуголь” и ОАО “Компания “Усть-Луга” следующим образом:

     

  • на начальном этапе формируется идея проекта (если это новый проект), причем эта идея должна соответствовать долгосрочной стратегии развития фирмы;
     
     
  • набирается первичная информация по проекту. Обычно она берется в укрупненном варианте из маркетинговых исследований по объектам аналогам с целью определить примерные параметры финансирования. Причем первый вариант расчета ведется по схеме “от возможного дохода”;
     
     
  • этот укрупненный расчет может быть использован для поиска потенциального инвестора, если это предусматривается проектом;
     
     
  • следующий шаг связан с уже подробным определением затратной части проекта, на которую накладываются потенциальные условия финансирования, определенные в результате первичной проработки;
     
     
  • в дальнейшем, получив конкретизированные данные по затратам и условиям финансирования, оценивается “реальность” получения необходимого дохода по проекту при условии учета сопутствующих факторов (например сезонных колебаний спроса и предложения по продукции проекта);
     
     
  • маркетинговые исследования по сути проекта ведутся на всех этапах для подтверждения старой информации или для получения новых данных;
     
     
  • полученные результаты могут оказаться такими, что может понадобиться корректировка самой идеи проекта, но на этот момент уже имеется достаточное количество информации.
     
     
  • Принятие решения по проекту принимается только после рассмотрения проекта совместно с текущим состоянием фирмы и с уже действующими долгосрочными проектами, даже если они еще не закончили предынвестиционную фазу, но планируются на более ранний период. При этом особое внимание уделяется следующим вопросам:
     
     
  • платежеспособность фирмы по текущим обязательствам и достаточность ее материальной базы;
     
     
  • достаточность существующих кадровых ресурсов;
     
     
  • возможность дополнительного привлечения инвестиций, если таковые предусмотрены, при существующем инвестиционном плане более ранних долгосрочных проектов с точки зрения обеспечения и пр.;
     
     
  • стратегия привлечения инвестиций;
     
     
  • анализ возможных рисков и чувствительность самого предприятия и проекта к возможному влиянию этих рисков и пр.;
     
Одна из важнейших проблем при инвестиционном проектировании, которая важна на любом из этапов - точность исходных данных, в частности касающихся размеров капиталовложений и их распределению во времени. Существует проблема - работать по утвержденным данным, которые могут предоставляться, например, проектным учреждением или по данным предлагаемым потенциальным поставщиком используемого в проекте оборудования или материалов. Эти данные могут часто значительно отличаться, и предприятие вынуждено либо сделать выбор между источниками информации, либо параллельно вести несколько вариантов проекта.

Особенно актуальна эта проблема при привлечении предприятием иностранных инвестиций, что само по себе подразумевает участие в самом проекте или его экспертизе иностранного эксперта или консультанта. В данной ситуации возможна конфликтная ситуация при согласовании проекта между отечественными и иностранными экспертными органами.

Привлечение иностранных консультантов по проекту в настоящее время представляется затруднительным в связи с тем, что большинство иностранных фирм категорически отказываются рассматривать проекты при действующем российском налоговом законодательстве и структуре обязательных платежей, а представление проекта и расчетов по нему в форме приемлемой за рубежом часто дает необоснованное улучшение результатов в частности по одному из важнейших параметров проекта - наличию свободных денежных средств. Это может значительно затруднять работу с потенциальными инвесторами.