Деятельность Всемирного Банка и Института Экономического Развития в России: проблемы и перспективы.

И. Н. Зимин, Московское представительство Института Экономического Развития Всемирного банка, Москва. Г. В. Черник, Член-корреспондент Международной Академии Информатизации, Москва

Цель Всемирного Банка - способствовать социальному и экономическому развитию стран - членов Банка, являющихся акционерами , число которых сейчас достигло 180. За 50 лет работы Банк инвестировал более 300 млрд. долларов; для 6000 проектов в 140 странах. Ежегодно ведется исполнительная работа по 550 проектам, подготовительная - по 1900 проектам.
За период 1985-1997 гг. успешно завершено 66% проектов, из них 44% проектов дают устойчивые выгоды , большинство проектов обеспечивают рентабельность более 10%, в т.ч. в энергетике и сельском хозяйстве - 17%, в транспортном секторе - 28%, по проектам городского развития - 25%. Средние затраты по проектам на 10-15% ниже ожидаемых. Наилучшие результаты достигнуты по проектам в области развития человеческих ресурсов (83% удовлетворительных проектов), хуже - по проектам в сельском хозяйстве (60% удовлетворительных проектов).
Россия стала работать с Банком в 1992 году и сейчас является третьим заемщиком после Китая и Индии. Российская программа оказалась одной из самых сложных в истории Банка по динамике развития, масштабам и сложности проектов. До 1997 года только 39% проектов, финансируемых Банком, оценивались как удовлетворительные, а весь портфель считался одним из худших. Сейчас количество благополучных проектов достигло 65%.
Ведется работа по 32 проектам, в том числе по сельскохозяйственным:
АРИС - проект “Поддержки осуществления сельскохозяйственной. реформы”,
ЛАРИС - проект “Поддержки осуществления земельной реформы”.
Около 20 проектов находятся в стадии активной подготовки и близки к подписанию. Для их реализации в ближайшие два года планируется выделить 6 млрд. долларов.
Институт Экономического Развития (ИЭР) является самостоятельным подразделением Всемирного Банка. Цель ИЭР - расширение кругозора и содействие обмену опытом и идеями между специалистами, непосредственно осуществляющими программы экономического развития.
Банк располагает обширным опытом по многим вопросам экономического развития. ИЭР, в свою очередь, активно использует этот опыт для подготовки экономических оценок и анализа, а также для демонстрации аналитических методов, их преимуществ и недостатков.
Но деятельность ИЭР не ограничивается лишь использованием опыта Банка. Институт также организует открытые дискуссии, в ходе которых участники обмениваются опытом и мнениями, и является инициатором встреч, на которых обсуждаются альтернативные решения, в том числе принятых программ развития.
Кроме того, деятельность ИЭР оказывает влияние на подход Банка при оценке событий и выработке концепций стратегий развития стран-заемщиков.

Тематика проведенных ИЭР в России и странах СНГ программ обучения в 1991-1997 гг.

Темы: Количество курсов:
Макроэкономическая политика и управление 45
Анализ и управление проектами 194
Банки и финансы 40
Приватизация 140
Социально-политические реформы 100
ИТОГО 519

Виды помощи, предлагаемой ИЭР учебным центрам:

     
     

     

  • совместная разработка и проведение программ обучения;
     
     
  • помощь в решении педагогических вопросов, рекомендации по составлению программы и оценке курса/семинара, помощь в преподавании курса/семинара;
     
     
  • помощь в подготовке преподавательского состава;
     
     
  • интернатура в ИЭР и/или посещение организаций, сотрудничающих с ИЭР;
     
     
  • проведение сотрудниками ИЭР обучения без отрыва от производства;
     
     
  • подготовка преподавательского состава;
     
     
  • разработка методических материалов;
     
     
  • предоставление разработанных ИЭР и Всемирным банком учебных планов, списков литературы и пособий;
     
     
  • помощь в подготовке специальных пособий;
     
     
  • участие в семинарах по конкретным проблемам;
     
     
  • консультирование и содействие в вопросах управления деятельностью организации и др.;
     

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ИЭР

Аудитория: - преподаватели; специалисты-практики.
Отраслевая ориентация: общий анализ проектов; отраслевой / секторный (энергетика, сельское хозяйство, транспорт, социальная сфера).
Методика обучения: семинары (лекции, упражнения, групповые занятия); "полевые проекты".
Продолжительность: 3 дня (ориентирующие); 2 - 5 недель.
География: Беларусь, Казахстан, Россия, США, Голландия, Канада, Израиль, Турция, Украина, Азербайджан, Латвия, Киргизстан, Грузия, Армения, Молдавия, Узбекистан, Таджикистан, Эстония, Туркменистан
Финансирование: - ИЭР, ИЭР и организации-участники, самофинансирование

Стратегические направления деятельности института экономического развития всемирного банка

     
     

     

  • Акцент и большее внимание таким аспектам социально-экономического развития, как социальный, экологический, политический и аспекту культуры;
     
     
  • Расширение аудитории - целевых групп, включая парламентариев, журналистов, бизнесменов, представителей неправительственных организаций и общественности;
     
     
  • Укрепление и расширение возможностей организаций-партнеров;
     
     
  • Распространение информации о лучших примерах в области разработки и реализации инвестиционных политик и проектов;
     
     
  • Расширение обмена информацией и опытом, а также географии неформальной сети заинтересованных лиц и организаций в регионах (партнерские центры обучения и выпускники ИЭР);
     
     
  • Развитие новых тематических направлений: экономическая политика, человеческие ресурсы, экономика окружающей среды, частный сектор;
     
     
  • Использование новых методов и технологий обучения: круглые столы, “мозговой штурм”, “заочное” обучение, проведение телеконференций и рабочих совещаний;
     
     
  • Повышение эффективности обучения с точки зрения минимизации затрат;
     
     
  • Повышение эффективности совместной работы с отделами Всемирного Банка и группами по подготовке реализации проектов в странах-заемщиках;
     
     
  • Подготовка, публикация и распространение учебно-методических материалов;
     
     
  • Содействие созданию в странах-членах ВБ профессиональной базы по подготовке кадров;
     
Проведение научных исследований проблем социально-экономического развития