Инвестиционные процессы в экономике стран СНГ

В.В. Комаров, Межгосударственный экономический комитет, Москва

С обретением суверенитета государства взяли курс на преодоление изоляции от мирового сообщества путем формирования открытой рыночной экономики, деполитизации своих внешнеэкономических связей и их развития на основе критериев хозяйственной целесообразности. Идет активный процесс формирования рыночной инфраструктуры, особенно в сфере финансовых и товарных рынков. Возникла сеть коммерческих банков, товарных, фондовых и валютных бирж. Формируется рынок ценных бумаг. Во всех странах Содружества изменились функции и структура государственных бюджетов - в доходах возросла доля налоговых поступлений, в расходах сократилась доля бюджетного финансирования экономики.

Однако экономическое реформирование осуществляется на общем фоне все еще продолжающегося экономического спада. В большинстве стран максимальные темпы снижения основных макроэкономических показателей пришлись на 1992-1994 гг., затем началось их некоторое замедление. В отдельных государствах отмечено начало экономического роста по ряду показателей. Однако в целом тенденция экономического спада еще не преодолена. В 1992-1996 гг. валовой внутренний продукт стран Содружества уменьшался в среднем на 10% в год. Темпы снижения дифференцированы по странам - от 4% среднегодовых в Узбекистане до 22% в Грузии. За 1996 г. общий объем промышленной продукции в среднем по странам Содружества уменьшился до 50% к уровню 1991 года. Объем промышленной продукции, произведенной в странах Содружества в 1996 году, соответствует объему производства 1972 года. Объем капитальных вложений в 1996 году по всем источникам финансирования в СНГ снизился до 30% к 1991 году.

Инвестиционное сотрудничество стран СНГ может послужить одним из основных средств стабилизации и дальнейшего развития экономики каждой из них. В связи с этим одной из главных задач МЭКа является стимулирование инвестиций в экономику стран - участниц СНГ, гармонизация законодательной базы в инвестиционной деятельности, создание предпосылок для формирования единого инвестиционного пространства. Определяющее значение приобретает взаимная адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности на территории государств СНГ.

Инвестиционные процессы в экономике формирующихся рыночных отношений стран СНГ - явление относительно новое. В новых условиях, при совершенно иных целях и посылах развития экономики, вопросы выбора приоритетов, условий и принципов отбора пилотныхпрограмм, проектов и в целом в инвестиционной деятельности выходят на передний план во всех странах СНГ.
Основные законодательные решения, формирующие правовое поле для инвесторов приняты практически во всех странах СНГ. В этих условиях центр тяжести работы МЭКа смещается на сближение инвестиционного законодательства стран СНГ.

Базовым документом, который определяет деятельность МЭКа в инвестиционной сфере, является Соглашение "О сотрудничестве в области инвестиционной деятельности''. В развитие этого соглашения и учитывая, что важнейшим вопросом является гарантия безопасности инвестору при работе в странах СНГ, на последнем Совете глав государств рассмотрена и одобрена "Конвенция о защите прав инвестора'', целью которой является создание общего гарантированного инвестиционного пространства, возможность свободного привлечения капиталов и обеспечение правами инвесторов, вкладывающих деньги в экономику государств - участников СНГ.
В настоящее время МЭКом закончена работа по созданию двух пакетов межгосударственных инвестиционных проектов стран Содружества. Поступившие предложения составляют около 450 инвестиционных проектов на сумму свыше 50 млрд. USD. Цель пакета - дальнейшее развитие инвестиционной деятельности в экономическом пространстве СНГ и привлечение в экономику стран Содружества иностранных инвесторов.

Реформа правовой структуры СНГ, регламентирующей деятельность национальных и иностранных инвесторов, способствовала расширению рамок понятия "инвестиции" в целом и привела к либерализации допустимых форм инвестиционной деятельности, а также обязательных для иностранных инвесторов процедур регистрации и выдачи разрешений на инвестиционную деятельность.

Тот факт, что понятие "иностранные инвестиции" в законодательствах стран СНГ определено в весьма широких пределах, объясняется желанием правительств максимально привлечь иностранных инвесторов в национальную экономику.

Как правило, иностранные инвесторы могут выбрать одну из следующих форм инвестиционной деятельности: создание совместного предприятия, создание компании со стопроцентным иностранным капиталом, приобретение пакета акций существующего предприятия.

В странах СНГ разрешается создавать акционерные компании, компания с ограниченной ответственностью. Как правило, можно создавать различные товарищества. В Беларуси н Украине инвесторам разрешено создание кооперативов.

Теперь уже во всех странах иностранные инвесторы могут создавать предприятия, находящиеся в их полной собственности. Для осуществления крупных инвестиций инвесторы должны получить разрешение в таких странах, как Беларусь и Казахстан.

Для инвестиций в такие регионы или сектора экономики, которые считаются "чувствительными", например, банковское или страховое дело, эксплуатация природных ресурсов, оборонная промышленность или связь, иностранные инвесторы должны полнить предварительное разрешение.

Разрешение на инвестиционную деятельность обычно дает Министерство экономики или финансов, а в ряде случаев - министерство, отвечающее за сектор экономики, в который эти инвестиции планируется направить. Для финансового сектора нередко необходима особая процедура выдачи разрешений, регламентируемая Центральным банком совместно с министерствами экономики и финансов. Большинство правительств стран СНГ разработали перечни секторов экономики, в которые не могут направляться иностранные инвестиции.
Защита инвестиций предусматривается не только национальными законодательствами стран Содружества, но двусторонними и многосторонними инвестиционными договорами между правительствами страны происхождения и страны размещения инвестиций. Качественный сдвиг в этом отношении в инвестиционном пространстве СНГ сделан МЭКом с утверждением "Конвенции о защите прав инвестора".

Защита от экспроприации в государственных иди общественных интересах или от национализации, предоставляется иностранным инвесторам всеми странами СНГ, В соответствии с положениями двусторонних инвестиционных договоров или внутреннего законодательства в случае национализации или экспроприации активов инвесторов все страны гарантируют выплату компенсации, сумма которой будет адекватна объему инвестированных средств.

Активно начали работать, практически во всех странах Содружества, агентства по иностранным инвестициям, которые, как показала практика, являются оптимальными организационными структурами, способствующими привлечению иностранных инвесторов в страны СНГ.

Перечисленные меры и системный подход позволят в перспективе создать эффективное, открытое и прозрачное инвестиционное пространство СНГ. Для работы в экономическом пространстве Содружества создана благоприятная правовая основа.