Проведение проектов реструктуризации. Практический опыт.

А. А. Быченко, консультационная компания ILF, Москва

Компания “ILF” имеет значительный практический опыт осуществления проектов реструктуризации.

Вначале производится анализ внутренней экономики предприятия по направлениям деятельности (построение отчетов о прибылях и убытках в западном стандарте по каждому направлению и компании в целом с использованием информации о натуральных потоках в сравнении с бухгалтерскими данными, выявление ключевых финансовых показателей и т.д.).

Здесь же проводится анализ чувствительности ключевых факторов, формирующих себестоимость продукции.

Одновременно осуществляется глубокий анализ внешней среды в разрезе выявленных направлений деятельности (бизнесов) с целью поиска и оценки имеющихся рыночных возможностей, построения прогнозов развития деятельности. Группируются основные сегменты рынка, в которых находится продукция предприятия, определяется емкость и динамика спроса сегментов, анализируются возможности предприятия по увеличению своей доли на каждом сегменте рынка, в т.ч. рассчитывается стоимость тех или иных маркетинговых шагов, изучаются позиции конкурентов и методы конкурентной борьбы. В результате совместно с руководством предприятия вырабатывается программа первоочередных мероприятий по увеличению сбыта продукции. При этом консультанты готовят методический материал помогающий развить подобную маркетинговую деятельность на постоянной основе с поддержанием определенных форматов сбора и обработки информации.

На втором этапе, исходя из сопоставления показателей внутренней экономики и полученных данных о внешней среде, производится перебор возможных вариантов стратегического развития компании (анализ чувствительности) и совместный с менеджментом выбор единственного стратегического варианта.

На третьем этапе происходит детализация выбранного стратегического варианта развития до уровня конкретных целей и задач, планов их достижения. При этом консультанты активно участвуют в создании элементов управленческой инфраструктуры - разрабатывают форматы отчетных документов, позволяющих производить мониторинг исполнения стратегических установок.

В результате всего проекта в целом клиент получает четко обоснованные стратегические установки развития своей деятельности с указанием безусловных приоритетов. При этом стратегия развития воплощена в конкретные планы - последовательность конкретных шагов, направленных на достижение определенных результатов в установленные сроки. Клиент получает аналитические форматы сбора и обработки управленческой и маркетинговой информации для постоянной работы по анализу своей деятельности, сопоставления достигнутых результатов с запланированными, коррекции стратегической линии развития.

Отдельной частью проектов по реструктуризации могут стать и в скором времени станут задачи, решаемые в разделе управленческого консультирования. Здесь консультанты занимаются, например, созданием или оптимизацией существующей системы бюджетирования с целью реорганизации платежных бюджетов, действующих практически на всех крупных предприятиях. Платежные бюджеты в их нынешнем виде созданы для поддержания процесса производства продукции. Задача - создать систему бюджетов, направленных на управление прибыльностью.

Следующая задача - оптимизация управленческих бизнес-процессов, насыщение их конкретным экономическим смыслом, увязанным со стратегическими целями предприятия. На данном этапе, когда имеется выбранная стратегическая линия развития, целесообразна коррекция и формализация бизнес-процессов. Под бизнес-процессами понимается стратегическое планирование, установление целей, составление планов/бюджетов, анализ и оценка результатов деятельности.

В результате вышеперечисленных этапов работ формируется каркас предприятия - управленческая система учета. На наш взгляд только после этого необходимо говорить о внедрении на предприятии продвинутых информационных систем (Management information system) типа R/3.

Конечным этапом работы консультантов может быть подготовка правил компании - свода ее внутренних законов. Данный документ кратко представляет стратегическую концепцию развития компании, видение компании, ее корпоративный профиль, систему приоритетов и ценностей, взаимоотношения с персоналом и т.д.