О роли управления непрерывным образованием персонала в создании конкурентных преимуществ

С.А. Мохначев, Независимая экспертная группа, Технопарк УдГУ, Ижевск

Российское общество, особенно в последние 10 лет перестройки и реформ, страдает хроническим невниманием к вопросам образования, считая его второстепенным. Вопросы непрерывного образования персонала предприятий практически не решались из-за кризисного финансового положения многих из них. Механизм государственного регулирования помощи предприятиям в сохранении и преумножении кадрового потенциала страны в настоящее время отсутствует. Мало того, многие сотни ученых и специалистов уехали за границу или вынуждены были уйти в коммерческие структуры.

В последние три года на государственном уровне принят ряд законодательных актов, направленных на совершенствование системы образования. Например, Постановление Правительства РФ N 796 от 6 июля 1994 года "О мерах по содействию предприятиям в подготовке персонала на производстве", в котором одобрены основные направления подготовки персонала на производстве. Общая стратегия намечаемых этим Постановлением мер заключается в предоставлении широких возможностей персоналу предприятий для получения знаний и навыков, необходимых в период перехода к рыночным отношениям, и построения в дальнейшем на этой основе непрерывного обучения кадров на производстве.

Система непрерывного образования персонала предусматривает целенаправленный комплекс информационных и образовательных элементов, обеспечивающих повышение квалификации работников данного предприятия в соответствии с задачами его развития и с учетом потенциальных способностей сотрудников.

Основные принципы организации системы непрерывного образования персонала (НОП) следующие:

· обязательность учета повышения квалификации при оценке руководителей и специалистов при их выдвижении, организации их заработной платы и стимулирования;

· cистематичность соблюдения сроков повышения квалификации с отрывом от работы, организации самостоятельного повышения квалификации;

· дифференцированное, комплексное использование различных форм и методов повышения квалификации исходя из целей обучения с учетом выполняемых функций, требований к знаниям, уровню образования;

· целенаправленность обучения с учетом современного уровня развития техники, технологии, экономики, организации и управления производством по квалификационной специальности;

Организация непрерывного образования персонала на каждом предприятии должна носить сугубо конкретный характер. Создание, сбор, хранение и развитие знаний невозможны без высококачественной системы образования и новых подходов к многовариантности и индивидуализму передачи информации в системе преподаватель - обучаемый.

Для постоянного развития персонала необходимо использовать интенсивные образовательные технологии, характерными чертами которых являются принудительная активизация мышления; длительная и устойчивая активность обучаемого; повышение интенсивности мыслительной деятельности; творческий характер и эмоциональная окрашенность индивидуальной и групповой работы; коллективизация процесса обучения.

Дистанционная форма обучения может стать главной формой получения современных профессиональных знаний на основе программированных учебных пособий в условиях гибкого графика планирования учебного процесса, проведения консультаций с квалифицированными преподавателями.

В основу обучения должны быть положены следующие принципы:

  • Ориентация на индивидуальные запросы обучаемого.
  • Гибкий график обучения.
  • Активизация самообразования на основе планирования служебной карьеры и аттестации персонала.
  • Модульность обучения - возможность набора программ исходя из потребностей обучаемого.
  • Применение современных средств обучения (обучающие программы, созданные в среде мультимедиа, INTERNET, и т.д.).
  • Использование методов активного обучения на занятиях (тренинги, разбор ситуаций, игры).

Повышение квалификации и непрерывное образование персонала должно занять ведущее место в системе управления кадровым потенциалом - прежде всего для достижения конкурентоспособности предприятия и связи кадровой политики с его экономической стратегией. Оригинальность и уникальность знаний, создавая труднопреодолимые барьеры на пути замены и имитации, позволяют рассматривать их в качестве основного ресурса, обеспечивающего конкурентоспособность организации. Знания, накопленные и полученные в системе образования через лицензии, патенты, торговые марки и базы данных, трансформируется в инновации, прибыль от которых в сотни раз превышает издержки на их создание.

Любая организация должна постоянно всесторонне "обучаться". Только благодаря обучению ее деятельность может приобрести экономическую устойчивость в своей производственной деятельности как на внутреннем, так и на внешнем рынке. От того, как будет решаться проблема непрерывного образования персонала, во многом зависит будущее России.