Сравнительный анализ организации управления в государственном унитарном предприятии и акционерном обществе

В.А. Королев, Бизнес-фонд “Квалитет”, Санкт-Петербург

Правовое положение государственных унитарных предприятий определено Гражданским кодексом РФ, где урегулированы наиболее общие вопросы и, вместе с тем, предусмотрено принятие специального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”. В указанном законе должна быть дана развернутая регламентация правового режима государственных унитарных предприятий.

В гражданском законодательстве наиболее разработанным с точки зрения управления организацией являются нормативные правовые акты, регулирующие деятельность акционерного общества. Законодательством об акционерных обществах предусмотрены обязательные управленческие действия со стороны собственника акций, реализующего свои законные права и интересы через высший орган управления акционерного общества - общее собрание акционеров.

Решение вопросов, регулирующих установление правоотношений между городом и предприятием, связано с отсутствием достаточно проработанной законодательной базы.

Законодательство об акционерных обществах требует от собственников (акционеров) ряда обязательных действий, таких как создание высшего органа управления общества в форме общего собрания акционеров с перечнем вопросов, относящихся к его исключительной компетенции, проведение ежегодного собрания акционеров; создание совета директоров с минимальным набором вопросов, которые относятся к его исключительной компетенции и т.д.

В основе организации управления акционерным обществом лежит принцип, что акционер, как частное лицо, заинтересован в управлении предприятием, контроле за использованием имущества с целью получения прибыли и минимизации расходов. При этом закон “Об акционерных обществах” допускает право акционера на участие в управлении и регулирует формы участия акционера в управлении.

По государственным унитарным предприятиям ситуация обратная:

     

  • собственник государственного унитарного предприятия (государство) не является носителем коммерческого интереса;
  •  

  • собственник государственного унитарного предприятия не наделен явным правом управлением государственным унитарным предприятием, только правом контроля за использованием имущества и его сохранностью;
  •  

  • никак не обозначены формы контроля (и управления);
  •  

  • никто не требует осуществления собственником управленческих действий типа ежегодного проведения Общего собрания акционеров.

Рекомендации

Рекомендации могут опираться на две альтернативные стратегии: преобразование ГУП в АО и выстраивание системы управления, характерной для АО, или совершенствование управления ГУП без нарушения законодательства.

Суть первой стратегии в том, что ГУП преобразуется в АООТ. Взносом в уставный капитал АО является имущество, находящееся в ведении ГУП. Единственным акционером является государство. Приватизация этого АО должна быть запрещена или ограничена. Уставной целью такого АО является извлечение прибыли, но эта цель должна ограничиваться рядом условий, характерных для деятельности этого АО.

Суть второй стратегии состоит в том, чтобы создать орган, аналогичный собранию акционеров АО, выполняющий функции высшего органа управления для государственных унитарных предприятий. Форма работы такого органа- заседания.

Этот орган принимает решения в сроки, устанавливаемые уставом предприятия, но не ранее, чем через два месяца, и не позднее, чем через шесть месяцев после окончания финансового года предприятия. Он решает вопрос об избрании экспертно-наблюдательного совета предприятия, ревизионной комиссии, утверждении аудитора, рассматривает представляемый годовой отчет предприятия. К его компетенции могут относиться следующие вопросы:

     

  • внесение изменений и дополнений в устав предприятия или утверждение устава предприятия в новой редакции;
  •  

  • реорганизация предприятия; ликвидация предприятия, назначение ликвидационной комиссии и утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;
  •  

  • определение количественного состава ЭНС предприятия (если таковой создается), избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий;
  •  

  • образование исполнительного органа предприятия, досрочное прекращение его полномочий;
  •  

  • образование контрольного органа предприятия (если таковой создается) и досрочное прекращение его полномочий;
  •  

  • утверждение аудитора предприятия;
  •  

  • утверждение годовых отчетов, бухгалтерских балансов, счета прибылей и убытков предприятия, распределение его прибылей и убытков;
  •  

  • совершение крупных сделок, связанных с приобретением и отчуждением предприятием имущества;
  •  

  • участие в холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и иных объединениях коммерческих организаций по предложению ЭНС, создание дочерних предприятий, хозяйственных обществ.

Функции высшего органа управления государственного предприятия может исполнять какой-либо орган в составе администрации города. Однако в этом случае должен быть решен вопрос о финансировании этого органа. В АО затраты, связанные с деятельностью совета директоров и ревизионной комиссии, несет само АО, и они относятся на себестоимость продукции АО. Для ГУП не предусмотрено такого порядка.

В качестве органа, аналогичного совету директоров АО, может быть образован экспертно-наблюдательный совет предприятия. Однако в круг задач этого органа, помимо контроля за деятельностью руководства предприятия, должна входить задача содействия руководству в скорейшем решении проблем, возникающих у предприятия. Поэтому допускается сохранить для ЭНС порядок принятия решений голосованием.


Рекомендуем Вам статью ИКФ "АЛЬТ" о собственниках - управляющих бизнесом и целесообразности отхода от управления бизнесом