Структурные преобразования и инвестиционная стратегия ОАО "ЛОМО"

К.Ф. Ескин, ОАО “ЛОМО”, Санкт-Петербург

ОАО "ЛОМО" является крупнейшим производителем и экспортером оптической продукции в России. Предприятие сформировалось как производитель оптической техники военного назначения и располагало крупнейшим научно-техническим потенциалом в отрасли, что позволяло ускоренными темпами развивать и производство гражданской продукции. Перемены в экономике России привели к резкому снижению государственных военных заказов и падению платежеспособного спроса на всех сегментах внутреннего рынка. В этих условиях была пересмотрена производственная политика и стратегия развития компании. Основной упор был сделан на специализацию на наиболее перспективных направлениях, в которых ЛОМО имело заметные с конкурентные преимущества, и отказ от производств, находящихся в стороне от основной специализации. Ассортимент продукции был сокращен с 700 до 250 наименований, а финансовые ресурсы направлены на развитие производства экспортнопригодной продукции.

Одновременно начался процесс реструктуризации производства и управления, связанный с концентрацией производства, преобразованием основных бизнес -процессов и сбалансированием количества рабочих мест. Была разработана программа повышения конкурентоспособности собственной продукции, связанная с проведением собственных конструкторских работ только по заявкам управления маркетинга и привлечением эффективных разработок сторонних организаций. Были введены современные методы управленческого учета, в первую очередь в управлении движением денежных средств и отнесением накладных расходов, введен жесткий контроль за списанием затрат и снижена доля заработной платы в себестоимости продукции за счет реальной связи между фондом оплаты труда и объемом реализации. Большая работа проведена по повышению эффективности использования активов, прежде всего по управлению недвижимостью, и решению проблемы неплатежей и бюджетной задолженности.

В результате этих мероприятий после резкого спада в начале 90-х годов положение на предприятии и удалось стабилизировать. Однако, несмотря на достижения в реструктуризации компании и адаптации ее деятельности к условиям рыночной экономики, уже сейчас очевидно, что дальнейшее развитие ЛОМО представляется проблематичным без масштабных инвестиций, стратегического партнерства с одним из мировых лидеров в области производства оптико-механических приборов, специализированных государственных мер по поддержке производителей наукоемкой продукции.

На практике, все три перечисленных условия тесно взаимосвязаны между собой. При нынешнем финансовом положении, внутренние источники инвестирования в развитие производства представляются весьма ограниченными. Хотя ЛОМО и удавалось до последнего времени поддерживать финансирование НИОКР и программ развития (в 1996 г. - около 3,5 млн. долларов или 12% от общего объема реализации), эти средства для предприятия такого масштаба являются явно недостаточными. При этом понятно, что в ближайшие несколько лет внутренние источники инвестиций будут продолжать сужаться. Из источников внешнего финансирования также проблематичным является привлечение долгосрочных кредитов из-за отсутствия достаточно ликвидных активов для гарантий кредитов и относительно высоким уровнем текущей задолженности.

Одним из перспективных источников средств для инвестиций является привлечение финансирования на фондовом рынке. ЛОМО всегда привлекал внимание как стратегических, так и портфельных инвесторов. Акции ЛОМО хорошо зарекомендовали себя на рынке корпоративных ценных бумаг, признанием их ликвидности и потенциала роста стоимости стало включение их в программу депозитарных сертификатов (RDC) одного из ведущих банков ING-Barings. Однако, реальные возможности выхода ЛОМО на рынки капитала пока ограничены отсутствием у компании акций на балансе и неурегулированностью вопроса о дополнительной эмиссии с основными акционерами.

В этих условиях руководством ЛОМО была разработана программа поиска и привлечения иностранных партнеров, как на уровне предприятия в целом, так и по отдельным направлениям производства и на функциональном уровне. Развитие контактов по отдельным направлениям оказалось успешным и привело к созданию нескольких совместных предприятий: с Giesicke & Devrient по производству банковского оборудования, с Deltec - по разработке изделий лазерной техники, сейчас создается совместное предприятие с дочерней компанией Asahi Pentax по производству современных эндоскопов. На функциональном уровне также удалось заключить взаимовыгодное сотрудничество с целым рядом крупных западных сбытовых компаний, таких как Bresser Optics и Moonlight, инвестирующих собственные средства в рекламу и маркетинг продукции ЛОМО на своих рынках. При этом заметных результатов по поиску стратегических партнеров достигнуто не было, несмотря на интенсивные контакты с ведущими оптическими компаниями.

Основными причинами, препятствующими заключению стратегического партнерства были ослабление внешнеэкомической функции государства, что привело к благоприятным условиям для импорта, в том числе и сложной наукоемкой техники, недостаточно привлекательная ситуация на предприятии, связанная со старением производственных мощностей и закрытостью военного производства, отсутствие места в структуре акционерного капитала ЛОМО.

Однако, дальнейшее развитие ЛОМО без привлечения стратегического инвестора представляется чрезвычайно трудным. Велика вероятность деградации производственных мощностей, отказа от значительной части перспективной продукции, потери квалифицированных кадров. При этом основные усилия по привлечению партнера целесообразно перенести на уровень всего предприятия, так как партнерство на уровне отдельных проектов уже не позволяет существенно изменить ситуацию. При таком подходе, наличие большой доли оборонных заказов может превратиться в существенное преимущество. Отметим некоторые положительные моменты:

- огромный потенциал для роста военных заказов,

- быстрый рост экспорта военной техники,

- хорошие перспективы для участия в дорогостоящих международных

космических проектах,

- наличие значительных барьеров для иностранных производителей на

рынке военной техники и возможность опосредованного проникновения

на него через стратегическое партнерство с ЛОМО.

При этом стратегический инвестор мог бы развивать отдельные направления гражданского производства и производство компонентов двойного применения, не вступая в конфликт с требованиями секретности, регулирующими военное производство.

На роль стратегического партнера для ЛОМО на уровне холдинга наиболее походят крупнейшие диверсифицированные мировые корпорации, которые специализируются на производстве оптической техники, электроники, измерительных приборов и военной техники. Партнерство с такой компанией позволило бы ЛОМО наиболее полно реализовать свой научный и технологический потенциал, войти в новые сектора рынка, возродить ряд утерянных производств и реализовать совместные проекты по выпуску военной и космической техники.

К числу предварительных мероприятий для привлечения стратегического инвестора следует отнести достижение соглашения между крупнейшими акционерами относительно условий и порядка выделения необходимой доли в акционерном капитале ЛОМО, а также переработка финансовой отчетности ЛОМО на международный стандарт и проведение международного аудита. Кроме того, требуются определенные усилия по улучшению имиджа компании и повышению интереса к ней со стороны потенциальных инвесторов. Особо стоит остановиться на необходимости усиления роли ЛОМО в организации и решении правительственных и региональных программ. Представляется целесообразным создание Ассоциации производителей высокотехнологичной продукции, которая могла бы оказывать влияние на таможенную политику правительства и могла бы вести постоянную аналитическую работу над соответствующими предложениями и документами.