Региональная промышленная политика финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий. Опыт Нижегородской области.

Ю.Н. Фирсов, Департамент промышленности Администрации Нижегородской области

В статье представлен опыт Нижегородской области по организации схемы реализации проектов реструктуризации предприятий области с участием региональных консалтинговых компаний.  

Промышленная политика в сфере непосредственной поддержки переживающих кризис отраслей промышленности должна находиться в компетенции федеральной власти, так как именно она обладает инструментами для ее осуществления. Финансовые возможности регионов за редким исключением не позволяют им заниматься прямой поддержкой крупных предприятий. Поэтому местные власти ограничиваются лоббированием их интересов в органах исполнительной и законодательной власти. Реальная промышленная политика регионов сосредотачивается на средних и малых промышленных предприятиях.

В Нижегородской области существуют следующие линии промышленной политики в сфере неплатежеспособных предприятий:

     

  • создание на базе неплатежеспособных предприятий территориально-производственных зон (ТПЗ);
  •  

  • государственная поддержка процесса реструктуризации создания “депрессивных картелей”;
  •  

  • развитие инфраструктуры бизнеса (консалтинг, обучение, маркетинг, сертификация);
  •  

  • политика стимулирования инвестиций;
  •  

  • иные программные мероприятия.

Наиболее удачной реализацией региональной промышленной политики в сфере финансового оздоровления неплатежеспособных предприятий явился “Пилотный проект содействия реструктуризации предприятий в 1997 году”, утвержденный распоряжением губернатора. Основными целями Проекта являлись повышение эффективности и устойчивости финансово-хозяйственной деятельности промышленных предприятий-участников Проекта, в первую очередь - за счет внутренних резервов предприятий, при достижении баланса интересов между всеми заинтересованными сторонами (бюджетами всех уровней, собственниками, менеджментом предприятий, потенциальными инвесторами и т.п.), позволяющего привлечь максимально возможные ресурсы и согласовать конечный результат.

Предприятие, желающее участвовать в Проекте, заключает 4-х сторонний договор, подписываемый директором предприятия, руководителем консалтинговой фирмы, главой местного самоуправления и губернатором. Каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Консалтинговая фирма разрабатывает проект реструктуризации совместно с предприятием. Предприятие оплачивает ей 50% начальной стоимости работ, оставшиеся 50% - областная администрация. По результатам выполнения проекта консультанты получают дополнительное вознаграждение. Стимулами для участия предприятий в проекте являлись:

     

  • первоочередной прием социальной сферы;
  •  

  • реструктуризация задолженности в областной и местной бюджеты;
  •  

  • предоставление инвестиционного налогового кредита;
  •  

  • финансирование сертификации производства в стандарте ISO 9000.

Средства, дополнительно образующиеся у предприятия после приема социальной сферы, предоставления инвестиционного налогового кредита и т.д., можно было использовать только целевым образом, под жестким контролем, на проведение процесса реструктуризации. Основное условие - предприятие платит текущие налоги. В случае срыва предприятие лишается всех предоставленных льгот.

В ходе реализации Проекта все предприятия проекта увеличили объемы продаж на15-40%, снизили остатки на складах, дебиторскую и кредиторскую задолженности на 15-60%, увеличили текущие налоговые платежи на 15-35%.

Одним из механизмов проведения реструктуризации является создание “депрессионных картелей”. В рамках таких картелей “родственные” предприятия при содействии администрации договариваются о добровольном сокращении производственных мощностей, сохранении лишь части наиболее эффективных и конкурентоспособных производственных мощностей и об условиях перепрофилирования или продажи тех мощностей, которые стали ненужными.

Финансирование деятельности “депрессионных” картелей возможно со стороны коммерческих банков под гарантии администрации. Как вариант структурной перестройки предлагается слияние ряда предприятий и сохранение объемов производства до определенного уровня под единым управлением. Высвободившиеся производственные мощности продаются для перепрофилирования компаниям других отраслей, а если перепрофилирование невозможно, то оборудование и площади распродаются по частям малому и среднему бизнесу. Возможно создание на базе свободных мощностей точных СЭЗ.

ТПЗ: попытка спасения неплатежеспособных предприятий оборонных отраслей промышленности

Территориально-производственные зоны (ТПЗ) были созданы в соответствии с постановлением Администрации Нижегородской области от 16.01.95 №11 “О создании территориально-промышленных зон на предприятиях оборонных отраслей промышленности в Нижегородской области” на базе АО “Сормовский завод “Лазурь”, АО “ЗиП” и НПП “Салют” (после признания их неплатежеспособными и введение внешнего управления). При их создании декларировались следующие цели:

     

  • обеспечение структурные преобразований;
  •  

  • привлечение дополнительных источников финансирования;
  •  

  • эффективное использование имеющихся производственных мощностей и технологий двойного применения для увеличения выпуска наукоемкой продукции;
  •  

  • стимулирование развития и поддержки малого бизнеса;
  •  

  • привлечение сторонних производителей на неэффективно используемые площади и производственные мощности базового предприятия;
  •  

  • сохранение кадрового потенциала предприятий оборонных отраслей промышленности;
  •  

  • сохранение рабочих мест, стабилизация социально-экономической обстановки.

Развитие ТПЗ планировалось на 5 лет за счет механизма саморазвития и самофинансирования. Участники ТПЗ были освобождены от 75% областных и местных налогов. Предпочтение при приеме на работу отдавалось работникам базовых предприятий.

С момента создания ТПЗ прошло более 2-х лет, и более года с непосредственного их функционирования. Накопленные фактические материалы позволяют сделать некоторые выводы.

В ТПЗ наблюдается некоторое увеличение рабочих мест. Участники ТПЗ используют рабочую силу базовых предприятий. Однако при увеличении специализации участников ТПЗ происходит снижение удельного веса бывших работников базовых предприятий в общем количестве занятых. Заработная плата работающих в ТПЗ ниже средней по промышленности (за исключением некоторых фирм). Происходит рост производства как по отдельным участникам, так и по ТПЗ в целом. При этом сторонние участники практически не используют имеющееся оборудование базовых предприятий. Востребовано лишь универсальное оборудование.

Большинство участников ТПЗ не расширяет свои производственные площади. Рост занимаемых площадей происходит за счет новых участников. Невостребованность офисных площадей связана с отдаленным местоположением ТПЗ.

Ожидаемого притока инвестиций в ТПЗ от участников не произошло. Лишь несколько участников активно вносят инвестиции. На 2-х базовых предприятиях (ЗиП, и СЗ “Лазурь”) появились стратегические инвесторы, вложившие около 35 млрд. рублей в их развитие. Арендные и иные платежи сторонних участников ТПЗ позволяют базовым предприятиям как-то развиваться, для двух базовых предприятий эти платежи определяют объемы текущих денежных потоков. Однако заметного увеличения финансово-экономического положения базовых предприятий от деятельности участников не произошло. При этом базовые предприятия могут оказывать значительное влияние на деятельность фирм-участников ТПЗ через размер арендной платы, энергетику, разрешение на использование производственных площадей и оборудования. Завышенные ставки арендной платы “съедают” потенциальные выгоды фирм-участников от снижения налогообложения.

Неустойчивость положения базовых предприятий, например, потенциальное банкротство “Салюта”, существенно сдерживает дальнейшее развитие ТПЗ. Улучшение финансового положения “ЗиПа” тотчас же позволило привлечь в эту ТПЗ достаточно рентабельные производства. По-видимому, успех ТПЗ возможен при включении механизма положительной обратной связи: при одновременном улучшении результатов деятельности как базовых предприятий, так и участников ТПЗ.

Преимущества и недостатки ТПЗ приведены в табл. 1

Преимущества Недостатки
Значительные налоговые льготы Неустойчивое финансовое положение базового предприятия. Прекращение деятельности участников по истечении срока действия ТПЗ
Поддержка областной администрации Отсутствие централизованных источников развития. Кратковременность действия льгот.
Свободные офисные, производственные и складские площади. Существующие коммуникации и инфраструктура. Отдаленное месторасположение. Высокая арендная плата, накладные расходы. Неравноправность отношений участников ТПЗ и базовых предприятий.Образование “конгломерата” технологически не связанных производств.Фактическая консервация большей части технологического оборудования базовых предприятий.

Указанные недостатки привели к формированию концепции точечных СЭЗ.

Планируемые отличия от ТПЗ:

     

  • предварительное ТЭО эффективности создания точечных СЭЗ;
  •  

  • освобождение от налогов не 100%, а 50-70% (оставшиеся платежи поступают в специальный фонд);
  •  

  • допуск в точечные СЭЗ всех желающих, льготы получают только выполняющие заявленную инвестиционную программу;
  •  

  • срок функционирования 7-10 лет.

Необходимые участники для включения промышленных предприятий на участие в точечных СЭЗ в качестве базовых предприятий (в соответствии с Региональной программой стимулирования инвестиций в 1997-1998г.) приведены в таблице 2.

Необходимые условия для предприятий

Необходимые условия для администрации

Наличие не менее 500 кв.м. незагруженных площадей, вспомогательных и обслуживающих производств.

Широкая номенклатура имеющегося оборудования. Независимость площадей от имеющихся технопроцессов и планов стратегического развития предприятия.

Относительная независимость местного бюджета от налоговых платежей предприятия - претендента (базового) на образование СЭЗ.

Низкий уровень накладных расходов и расчетного уровня арендной платы и коммунальных услуг.

Наличие свободных площадок с имеющейся потенциальной инфраструктурой.

Нахождение базового предприятия в стадии банкротства, возможность оплаты базовым предприятием текущих коммунальных услуг.

Согласие Совета директоров предприятия на ограничение уровня арендной платы и коммунальных услуг.

Согласие Собрания акционеров на создание на базе их имущества СЭЗ.

Возможность учета потребления участниками услуг (пар, вода, тепловая, электрическая энергия)

Планируется создание точечных СЭЗ на базе высвободившихся производственных мощностей “депрессионных картелей”.


 

У консалтинговой компании "АЛЬТ" с середины 1990-х годов накоплен богатый опыт осуществления проектов реструктуризации предприятий в различных регионах России (Ирбитский мотозавод, ОМЗ, Орский механический завод, Завод им. Дегтярева и др.), в том числе - в партнерстве с региональными консалтинговыми компаниями. У "АЛЬТ" имеется опыт сотрудничества с региональными консалтинговыми компаниями Екатеринбурга, Сыктывкара, Санкт-Петербурга и др. регионов. Такие проекты реализуются консультантами "АЛЬТ" в рамках общей услуги "Совершенствование системы управления и реорганизация компании"