Реформирование системы управления предприятием в условиях реструктуризации промышленности и стратегических изменений инфраструктуры бизнеса России

В.Д. Горбач, ЦНИИТС, Санкт-Петербург

Система управления отраслевым ЦНИИТС - научно-техническим центром прикладных исследований - должна быть реформирована для непосредственного участия фундаментальной и прикладной науки в решении главной задачи структурной перестройки экономики и промышленности России - создания современных эффективных на внутреннем и внешнем рынке, конкурентоспособных производств и видов продукции.

Для сохранения потенциала ЦНИИ и его дальнейшего успешного развития новые технологии, разработки и изделия должны соответствовать реальным потребностям общества, условиям конкурентоспособности инноваций и определенному уровню платежеспособности заказчиков этой продукции. Такой подход на всех этапах работ требует более тесной координации усилий служб управления отраслевым ЦНИИ, особенно в области информационных технологий, инвестиционной и инновационной политики.

В условиях крупномасштабной реструктуризации промышленности ЦНИИ в ближайшие 5 лет должны стать научно-техническими и финансовыми структурами-холдингами, концентрирующими финансовые ресурсы в высокотехнологичных разработках и производствах для организации выполнения в сжатые сроки работ по всему циклу от идеи до сдачи эффективной наукоемкой продукции реальному потребителю "под ключ" с обучением персонала и дальнейшим сопровождением. Для этого ЦНИИ, как юридическое лицо, имеет в своем составе структурные подразделения разных направлений деятельности и может дополнительно включать в свой состав венчурные (внедренческие) фирмы различных форм собственности. При этом ЦНИИ выступает фактически владельцем основной доли имущества и нематериальных активов всех подразделений и фирм, владельцем единой инфраструктуры (площадей и инженерных сетей), основным совладельцем интеллектуальной собственности.

Наиболее приемлемая в настоящий период организационно-правовая форма такого крупного научно-технического Центра - государственное предприятие (для предприятий, обеспеченных значительным объемом заказов из централизованных федеральных или региональных источников) или АО с государственным контрольным пакетом акций и соответствующей долей во всех холдинговых и внедренческих структурах Центра.

В качестве возможных источников финансирования деятельности ЦНИИ на планируемый год рассматриваются:

- Стратегические заказчики и инвесторы по проектам и программам Федерального значения, финансирование которых предусмотрено соответствующей статьей государственного бюджета страны или государственной программой внешних заимствований РФ;

- Заказы региональных и муниципальных органов РФ по конкретным видам необходимой им продукции, работ или услуг, оплата которых предусмотрена соответствующим региональным бюджетом;

- Заказы на экспорт по контрактам с иностранными заказчиками или с "Росвооружением" и другими генеральными заказчиками с оформлением в установленном порядке;

- Работы по хоздоговорам с предприятиями любых отраслей - заказчиками новой и освоенной ранее продукции ЦНИИ;

- Сдача в аренду временно не используемой части площадей и инфраструктуры для компенсации затрат на ее содержание.

При этом для концентрации финансовых ресурсов необходим приток частных капиталов российских или зарубежных инвесторов на согласованных условиях совместного владения конкурентоспособной продукцией ЦНИИ и распределения доходов от ее реализации по всем разделам деятельности, а также меры действенного контроля за вложенными средствами и управления инвестициями.

ЦНИИ Технологии Судостроения в последние годы осуществляет внутреннюю реструктуризацию своих подразделений по изложенному выше принципу. Подразделения ЦНИИТС (информационно-аналитические, маркетинговые, инвестиционной политики, научно-исследовательские, технологические, опытно-конструкторские, проектные, программного обеспечения, производственная, сбытовая и экспортно-промышленная фирмы и др.), не являясь самостоятельными юридическими лицами, имеют самостоятельные расчетные счета в банке и право на осуществление самостоятельной хоздоговорной деятельности в пределах полномочий, делегированных генеральным директором ЦНИИТС руководителям этих подразделений.

Для комплексного решения задач финансирования и профессионального управления проектами федерального и регионального уровня ЦНИИТС считает целесообразным на настоящем этапе реструктуризации промышленности включение института в состав финансово-промышленной группы в качестве проектно-технологического центра и участвует в разработке документов об учреждении такой ФПГ, ведет разработку Федеральной целевой программы реструктуризации основных судостроительных предприятий России и Санкт-Петербурга. Располагая необходимым потенциалом для проектирования объектов строительства, реконструкции и технического перевооружения предприятий, производственной базой для изготовления по результатам НИОКР нового специального ресурсосберегающего оборудования, ЦНИИТС предполагает непосредственно участвовать в реализации ряда крупных Федеральных целевых программ развития отечественного судостроения и обновления транспортного и промыслового флота России, а также региональных программ развития города и области.

Система планирования и учета выполнения НИОКР, аналитического бухгалтерского учета финансового состояния ЦНИИ (в любой момент времени - в сравнении с запланированными показателями по доходам и затратам) в настоящее время дорабатывается с учетом новых возможностей автоматизированной обработки информации по всем структурам ЦНИИТС в локальной вычислительной сети системы управления предприятием, а также с учетом возможности применения новых схем финансирования при реализации продукции (в том числе с применением операций финансового лизинга и других видов временного кредитования заказчиков).