Обеспечение интересов государства в действующих федеральных законах и указах Президента Российской Федерации при переработке, производстве, обращении и использовании изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Александр Горыня, АО “Русские самоцветы”, Санкт-Петербург

Сфера производства, обращения и использования изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, т.е. ювелирных и других бытовых изделий, в настоящее время регулируется 1 Федеральным законом (об акцизах), 3 Указами Президента с дополнениями к ним, 4 Постановлениями Правительства (о совершении сделок с драгоценными металлами и драгоценными камнями и правила продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, о лицензировании и квотировании экспорта и импорта), а также всеми остальными нормативными актами, регулирующими хозяйственную деятельность юридических лиц на территории Российской Федерации.

Указанные нормативные акты в принципе охватывают все сферы деятельности производства и реализации ювелирных изделий, и принятие каких-либо дополнительных актов не требуется. Однако, это не означает, что действующие акты не требуют изменений и дополнений.

"Государство- это мы, мы - это производители и потребители" - так сказал один известный экономист. Интересы производителя и потребителя в определенной мере имеют противоречивый характер, поэтому интересы государства заключаются именно в обеспечении увязки интересов производителя и потребителя, повышения благосостояния и экономического роста обоих. Вот с этих позиций предлагается и рассмотреть действующие Законы, Указы, постановления Правительства в области производства и продажи ювелирных изделий.
Максимальный объем продаж ювелирных изделий в России пришелся на 1991 год и составил около 900 млн. долларов США. После либерализации цен и падения объема продаж почти в 2 раза началась некоторая стабилизация и рост. На 1996 год ожидается объем продаж в сумме порядка 800 млн. долларов США, т.е. 80% к 1991 году, при этом продажи отечественных ювелирных изделий оцениваются на уровне 60-70%% к 1991 году (соответственно и объемы производства). До 20-30 %% продаж приходится на импортные ювелирные изделия. Таким образом, на сегодня на потребительском рынке ювелирных изделий действуют два фактора: - общее сокращение объемов продаж ювелирных изделий - замещение отечественных ювелирных изделий импортными ювелирными изделиями.

Основной причиной сокращения уровня продаж ювелирных изделий является несоответствие между покупательной способностью населения России (в 10-15 раз ниже уровня развитых стран) и уровнем цен на ювелирные изделия (на 30-50-100 % выше среднемировых). Если покупательную способность населения надо воспринимать как объективную реальность, то уровень цен на изделия определяется нашим законодательством и в первую очередь двумя налогами- акцизным налогом (30 %), установленным законом об акцизах и налогом на добавленную стоимость (20%). Эти два налога увеличивают стоимость ювелирных изделий на 90%, т.е. почти в 2 раза. Несколько лет назад акцизного налога не было, потом стал 10%, потом 20%, потом 30%, но так можно делать в условиях галопирующей инфляции. Теперь же покупатели становятся экономически образованными на глазах и все больше совершают покупок за рубежом, тем самым оплачивая труд золотодобытчика и ювелира и налоги за рубежом. Поэтому в интересах государства в настоящее время снизить акцизный налог, тем самым стимулировать продажи, увеличить поступления в доход государства за счет собственно цены за драгоценный металл в ювелирных изделиях.

Второй составляющей высокой цены на ювелирные изделия является НДС за драгоценные металлы и драгоценные камни. Ведь как происходит: золотодобытчикам оплачивают за золото по мировым ценам без НДС, между банками золото обращается без НДС, а как только продается ювелирам, то цена увеличивается на 20% НДС, при этом не было никакой добавленной стоимости, т.е. работа. И эта сиюминутная выгода государства оборачивается снижением продажи готовых изделий, а значит и поступлений в бюджет за драгоценные металлы и драгоценные камни и налогов от производства и продажи. Более того, если золото ювелиры захотят сдать в Госфонд, например, в виде отходов, то продажа будет осуществляться без НДС и без компенсации, а сумму НДС нужно положить в затраты. Таким образом отмена НДС за драгоценные металлы и драгоценные камни является необходимым в интересах государства в целях стимулирования объемов продаж ювелирных изделий.

Важный фактор, сдерживающий продажи ювелирных изделий,- недостаток товарных запасов в торговле, составляющих не более 50-60%% от необходимых. И увеличить их также нет возможности из-за дефицита собственных оборотных средств как у производителей, так и у торговцев, и невозможно кредитование при существующих %-х ставках. При этом до 20-40%% товарных запасов в торговле занято старой продукцией, не пользующейся спросом. И лежит она "мертвым грузом ", т.к. отдать в переплав (как делается в мире) - это потерять 2/3 уплаченных за нее денег (НДС+ акциз), а в мире потери в пределах 10-30%.

В результате вот что происходит: приходит покупатель в ювелирный магазин, а выбрать-то особенно и нечего: многие модели старые, новых мало, а если и есть, - то размер может не подойти. Получается замкнутый круг: деньги не могут найти товар, а производитель не может найти деньги, чтобы выпустить товар. Частичное решение этой проблемы есть- необходимо исключить повторное начисление акцизного налога на ювелирные изделия, изготовленные из бывших в употреблении или не имеющих товарного вида ювелирных изделий, т.е. должна быть оплачена только работа. Для этого необходимо внести дополнения в инструкцию ГНС по уплате налогов.

В течение 1995-1996 г.г. сложился, заработал и набрал обороты, исчисляемые уже десятками миллиардов рублей, механизм ухода от налогов через частнопредпринимательскую деятельность. Главным образом этот механизм основан на Законе "Об акцизах", по которому частные предприниматели не являются плательщиками акцизного налога, хотя и выпускают подакцизную продукцию. Схожие механизмы действуют если фирмы регистрируются в особых экономических зонах, в которых нет такого налога, берут в аренду цеха, заводы, выпускают продукцию и реализуют ее без уплаты акцизного налога на законных основаниях. Это не только по ювелирным изделиям, но и по нефти, газу, бензину.

Еще один пример - Постановление Правительства Российской Федерации о защите товаропроизводителей в свободной зоне Калининградской области, которым установлена квота на беспошлинный ввоз ювелирных изделий более, чем на 5 млн. долларов США. Вопрос, куда денется остальная продукция, можно не задавать.

Теперь об импорте ювелирных изделий. Как я уже говорил, объемы продаж импортных ювелирных изделий достигают 20 -30% общего объема продаж. Нельзя сказать однозначно, что они лучше, но что нельзя опровергнуть - они дешевле. Первая причина дешевизны лежит просто на поверхности - в Законе "Об акцизах". При одной и той же ставке акцизного налога - 30%, методика исчисления налога на отечественные изделия и импортные изделия различна, что дает в количественном выражении акцизный налог на 30% меньше по импортным изделиям, чем по отечественным изделиям при одной и той же базовой стоимости ювелирного изделия. Вот здесь-то чистый ущерб для государства. Второй аспект импорта- определение таможенной стоимости, на которую производится начисление импортной пошлины, акцизного налога и НДС. Таможенный комитет в данном случае исходит из данных покупателя и поставщика в инвойсах, но это означает - чем ниже стоимость они укажут, тем меньше налогов будет и заплачено, что и происходит на практике. В среднем стоимость импортных товаров примерно на 20 - 30% ниже, чем отечественных товаров (без налогов). И здесь также прямой ущерб интересам государства. По автомобилям уже есть прейскурант таможенной оценки стоимости товара, необходим аналогичный прейскурант по ювелирным изделиям.

Подводя итоги основной части доклада, хотелось бы подчеркнуть, что товар только тогда становится деньгами, когда он продан реальному покупателю и только после этого начинается новый цикл "деньги - товар". Налоги основные должны собираться там, где возникают реальные "живые" деньги, а не там, где они вкладываются в производственный цикл. В отличие от других подакцизных товаров, продажа ювелирных изделий строго контролируется, лицензируется и законопослушна. У нас не продаются ювелирные изделия в киосках и ларьках. Поэтому представляется весьма перспективным предложение об изменении субъектов - плательщиков акцизного налога - с изготовителя на продавца розничной сети, т.е. за наличный расчет. Достигаемые результаты заключаются в следующем:

1. Налог будет взят со всех изделий, не будет льготных изделий.
2. Акцизный налог - это федеральный налог, но идущий в местный бюджет, поэтому финансовые средства, изъятые в виде этого налога, останутся в том регионе, где они образовались.
3. Ускорится цикл сбора акцизного налога, т.к. отпадает необходимость перечисления этих сумм по схеме "магазин - оптовое звено - производитель".
4. У торговцев появится возможность замены залежалого товара на новый.
5. Сократиться потребность торговли в оборотных средствах на закупку товаров, что приведет к увеличению объемов закупок и объемов производства ювелирных изделий соответственно.

Если же указанные предположения реализовать одновременно с отменой НДС на драгоценные металлы и драгоценные камни, эффект будет гораздо значительнее.

Несколько слов об одном специфическом моменте ювелирного производства, основанном, однако, на общем Постановлении Правительства о составе затрат, учитываемых в себестоимости продукции. Это технологические потери драгоценных металлов в процессе производства. Потери могут варьироваться от 1 до 10% от веса изделия и эти по сути "ворота" являются, простым путем, с одной стороны, занижения прибыли, а с другой стороны - получения неучтенных драгоценных металлов. В указанном Постановлении прямо указано, что должны быть отраслевые нормативы, а главное, что они есть, но их надо утвердить на соответствующем уровне и довести до производителей в качестве обязательного требования.

Теперь об экспорте. В условиях ограниченного спроса в России все большее значение приобретает экспорт ювелирных изделий. В целом по стране он составляет 4 - 5% общего объема производства, а у Санкт-Петербургского АО "Русские самоцветы" - более 25% и сдерживается из-за низкой рентабельности - все уходит в налоги и проценты за кредиты. На уплату процентов за кредиты банков уходит до 30% всей добавленной стоимости. В интересах государства исправление существующего положения, если государство заинтересовано в экспорте готовой продукции. Например, путем предоставления предприятиям товарного кредита для покупки драгоценных металлов и драгоценных камней.

Не нужны ювелирам собственно деньги, им нужен металл, только кредитная ставка должна быть как в мире - LIBOR + 5%. Золото не должно лежать балластом, оно должно приносить государству прибыль, а вкладывая его в ювелирное производство, как на экспорт, так и на внутренний рынок, государство, т.е. бюджеты всех уровней даже без учета акцизного налога и НДС получат не менее 15% к стоимости золота в виде налогов и сборов, что при оборачиваемости 90 дней составит не менее 60% годовых.

И еще один аспект экспорта - это лицензирование. Уже несколько лет цены на драгоценные металлы и драгоценные камни - мировые, поэтому отпала необходимость лицензирования экспорта ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, а то ведь на каждый контракт необходимо получить лицензию в МВЭС и Роскомдрагмете. Ювелирные изделия - товар, как и все прочие, тем паче что они исключены из категории валютных ценностей. А то ведь наступит 1 января и экспорт остановится, т.к. нет фондов на экспорт и т.д. Ювелирные изделия - это не золото в слитках и не бриллианты. Вопрос назрел и его надо решать