О практике применения математических моделей для аналитического обеспечения управленческих решений

Н. Бобров, "Объединенный ломбард", Санкт-Петербург

Ужесточение конкурентной борьбы на товарных рынках и снижение доходности финансовых инструментов вынуждают руководителей предприятий искать новые методы обеспечения прибыльности своего бизнеса. В связи с этим сформировалась потребность в использовании математических моделей для более взвешенного определения стратегии предприятия в области ценовой и сбытовой политики.

Организации, действующие в условиях свободной конкуренции и собравшие за время своего существования необходимую статистическую информацию, могут создавать реальные математические модели и, используя их, принимать оптимальные решения.

Наша фирма, работающая в сфере финансов и торговли, использует разработанные по нашему заказу специалистами три математические модели:

  • Первая модель позволяет выбрать оптимальную, с точки зрения прибыли, цену размещения денежных средств в зависимости от реальных рыночных условий и стоимости привлеченных ресурсов.
  • Вторая позволяет правильно определить цену реализации товара в оптовой или розничной торговле в зависимости от конкретных условий, в том числе и стоимости кредитных ресурсов.
  • Третья применяется для блиц оценки инвестиционных проектов по всего пяти - десяти начальным условиям.
Практика разработки и применения математических моделей позволила сделать следующие выводы:
  • Во-первых, менеджер должен быть на 101% уверен в правильности отражения в математической модели реальной ситуации, понимая в то же время, что усложнение задачи увеличивает стоимость ее решения и не всегда является необходимым.
  • Во-вторых, введение неправильных маркетинговых, статистических данных искажает результат до противоположного от оптимального. Поэтому без наличия многократно проверенных статистических данных в предприятии использование моделей не имеет смысла.
  • В-третьих, без специалиста-математика и программиста корректировка стандартных пакетов или разработка собственных является никчемным занятием. В то же время, если математику неправильно сформулировать задачу, то и ее решение становится неверным.
  • И последнее, даже в идеальных условиях применение на практике результатов моделирования должно производиться с величайшей осторожностью и с учетом элементарного здравого смысла. Однако, несмотря на возникающие проблемы, применение математического моделирования в скором времени войдет в практику большинства практикующих менеджеров всех уровней. В этом мы твердо убеждены, да и результаты нашей деятельности говорят за себя.