Методы экономической оценки инновационной деятельности

В.А. Гусев, Госинофонд Украины, Киев, А.И. Яковлев, Харьковский политехнический институт, Харьков,

Важнейшим путем повышения эффективности производства является создание конкурентоспособной продукции. Однако способы определения эффекта от создания и реализации инновационных проектов такого рода разработаны еще недостаточно. Это затрудняет проведение соответствующих финансово-экономических расчетов, а также выбор оптимальных вариантов при проектировании. В наибольшей степени такое положение ощущается при выполнении финансово-экономического анализа в случае, если новые изделия поставляются на экспорт, а технология и оборудование приобретается по импорту.

В докладе рассматриваются способы определения экономического эффекта при проведении экспортно-импортных операций. Соответствующие расчеты выполняются как в национальной, так и в иностранной валюте. При этом при реализации собственной продукции предприятия (фирмы) могут иметь место два случая.

Случай А.

При продаже предприятием продукции собственными силами по прямым связям с зарубежными партнерами. Эффект может рассчитан путем сопоставления валютной выручки от реализации товаров и затрат на их производство. В расчет валютной выручки вводятся два коэффициента - Кв и Ккр. Кв - коэффициент покупательной способности валютных поступлений в относительных единицах. Данный коэффициент определяется путем специальных расчетов на основе сопоставления стоимостной оценки неосуществленных затрат на отечественное производство товаров, аналогичных импортному - Зэ, и затрат на производство продукции для экспорта. Он может также рассчитываться на основе сопоставления денежных поступлений и затрат на экспортно-импортные операции, внешнеторговых тарифов, степени дефицитности соответствующих видов валюты в данном периоде и других факторов. В практических расчетах величина Кв может также определяться на основе текущих курсов сопоставимых валют.

Ккр - коэффициент кредитного влияния. Он рассчитывается, как частное от деления суммарной величины валютных поступлений (платежей), приведенной к году поставки товара, к его номинальной внешнеторговой цене. Его величина зависит от ряда факторов таких, как доля кредитуемой части общей суммы контракта, средний годовой банковский процент, срок погашения кредита, льготный срок до начала погашения кредита, разница в сроках между датой поставки товара и датой очередного платежа, доля очередного платежа в его общей стоимости и др. Расчеты такого рода представляют определенную сложность. В практике установление численных значений коэффициента Ккр выполняется на основе специальных таблиц, которые в настоящее время уточняются с учетом специфики переходной экономики.

Наиболее выгодным для продавца и наименее выгодным для покупателя будет платеж наличными. В этом случае Ккр =1. Во всех других случаях имеет место отсрочка платежа, что равносильно кредитованию покупателя продавцом. Тогда коэффициент кредитного влияния отличается от единицы. Величина Ккр оказывается равна единице еще и в том случае, когда одинаковы численные значения ставки за кредит и нормы дисконта. При этом погашение кредита осуществляется равномерно. В тоже время, чем выше оказывается норма дисконта по сравнению с величиной процентной ставки, тем большую роль играет фактор времени по сравнению с величиной коэффициента Ккр. Тогда приведенные по фактору времени валютные поступления и платежи существенно отличаются в меньшую сторону по сравнению с их значением, рассчитанным на основе коэффициента кредитного влияния без учета фактора времени. Следовательно, снижается эффективность продажи в кредит для продавца и повышается эффективность приобретения продукции покупателем.

При расчете эффекта в величину капитальных затрат помимо обычных единовременных затрат входят также затраты на транспортировку продукции до границ, они составляют в среднем 5% от себестоимости продаж, организации сбыта и рекламы. В величину текущих расходов помимо затрат на изготовление продукции - текущие издержки на сбыт, хранение продукции и др.; в величину налогов - налоги на экспорт и таможенные пошлины. На величину продажной цены оказывает влияние также размер экспортной партии. С ее увеличением покупателю делаются скидки. Их размер устанавливают, в частности, на основе расчета снижения величины себестоимости продукции в зависимости от объема ее выпуска. Ряд аналитических зависимостей такого рода приводится в докладе. Учитываются также коммерческие факторы. Например, для постоянного покупателя с устойчивым спросом размер скидки может увеличиваться по сравнению с другими клиентами.

В то же время, величина экспортной партии не должна быть ниже определенного минимума, уменьшение величины которого делает поставки не эффективными в мировой практике он определяется точкой безубыточности.

Случай Б.

При продаже продукции предприятием (фирмой) государственным органам принципы расчета, изложенные выше, сохраняются. При этом сопоставляются величина выручки от продажи товаров по договорной цене во внутренних ценах с затратами на его производство и реализацию.

Рассматриваются также методы оценки эффекта государства при продаже продукции предприятиями непосредственно иностранному потребителю и при ее реализации внешнеторговой организацией. Приводятся способы оценки эффекта посреднических организаций в соответствующих случаях.

Анализируются также различные случаи закупки технологии, оборудования, приобретение “ноу -хау”, лицензий.