Старый рецепт нового успеха (коммерческая логистика)

Е. Рогольская, эксперт по маркетингу и коммерческой логистике, Санкт-Петербург

Коммерческая логистика - проверенный и надежный способ удержать фирму на плаву в условиях несовершенной рыночной экономики. Ее применение хотя и продиктовано современными экономическими реалиями, все же не столь активно востребуется российским бизнесом так, как хотелось бы.

Логистический способ принятия управленческих решений нуждается не в рекламе, а в популяризации, так как на Западе является обычной ежедневной практикой.

Суть новой экономической концепции заключается в том, что все стадии производства от получения сырья до выпуска товара рассматриваются как непрерывный процесс трансформации предмета бизнеса и связанной с ним информации.

Деловой мир России сегодня напрямую связывает логистику с транспортом, где она понимается как процесс слежения за грузом, перемещаемым из пункта А в пункт Б. В области коммерческой производственно - сбытовой логистики наблюдается некоторый хаос, связанный прежде всего с отсутствием уместной информации и , как результат, должного интереса к проблеме.

Логистика как форма менеджмента является именно коммерческой, так как ставит своей целью снижение издержек, увеличение прибыли, повышение конкурентоспособности фирмы. Основной причиной востребованности логистики рыночной экономикой явилось то , что с ее практическим использованием в сфере товародвижения были найдены резервы , компенсирующие расходы по удовлетворению постоянно растущих запросов потребителя.

Однако на практике зачастую приходиться доказывать очевидное - руководители предприятий к такому нововведению относятся недоверчиво и это лишь одна проблема. Предлагая рецепт беспроигрышной деловой политики, логистика потребует взамен новое качество профессиональной подготовки ваших управляющих. К сожалению диплом выпускника института управления гарантией качества в нашем случае не является, так как основным условием успешной работы здесь является системное мышление.

Логистика вносит изменение в представления об экономике фирмы. Важная роль отводится руководителю финансовой службы. Ему предстоит прочувствовать, что есть такое финансовый менеджмент в полном смысле этого слова. В процессе комплексного внедрения логистики задача полной загрузки мощностей уступает место задаче минимизации сроков прохождения оборотных средств через предприятие. Борьба за снижение себестоимости заменяется стремлением к наиболее гибкому маркетингу и быстрому удовлетворению спроса. И, как это ни странно, совсем по - новому звучит ленинское "Лучше меньше да лучше". Что же касается отдела материально - технического снабжения, то здесь должна произойти замена запасов материалов на информацию о том, где их быстро можно найти.

Основываясь на строгих расчетах, логистика корректирует стратегию фирмы. Так недозагрузка мощностей может оказаться более выгодной, нежели сбыт по сниженным ценам при отсутствии повышающегося спроса на продукцию. Весьма сомнительными могут оказаться затраты на сохранение сверхнормативных запасов готовой продукции.

Принцип минимизации затрат, положенный в основу нашей работы с материальными потоками, может стать ловушкой для того, кто руководствуется им как самоцелью. Так, выгодное приобретение сырья , материалов , полуфабрикатов и т. д. зачастую влечет за собой выпуск той или иной продукции без наличия должного спроса на нее.

Логистический подход к процессу принятия управленческих решений приносит не только ощутимый экономический эффект, но и служит своеобразным предохранителем от заманчивых, но пагубных шагов. Трудно, например, сорить с крупным производителем в его стремлении открыть новый фирменный магазин. Однако не стоит забывать о том, что с точки зрения не информационного, а финансового потока это решение далеко не однозначно. Каждый новый объект недвижимости не только влечет за собой тройное налогообложение, но и является угрозой для финансовой стабильности. Ухудшаются экономические показатели, и фирма теряет свою инвестиционную привлекательность.

При логистическом подходе к управлению принятие экономически опасных решений под лозунгом политической необходимости - практически нереальное событие, так как логистика располагает не только аргументами, но и информацией о прецедентах.

Важно отметить, что процесс внедрения логистических принципов не влечет за собой никаких болезненных переделов. Он не противоречит выбранной раннее политике фирмы, а дополняет ее, выводя предприятие на более высокую орбиту.

Логистический термин “эмерджентность” вскоре станет столь же популярным и знакомым, как “дисконт”, “лизинг” или “консигнация”. Он означает появление у системы новых качеств, не присущих ее составным частям. Логистика пронизывает всю структуру фирмы с целью оптимизации материальных, информационных и финансовых потоков. Предприятие анализируется как целостный организм, как логическая система. Следовательно, если руководитель фирмы возжелает сделать логистику достоянием двух-трех отделов по его выбору, то ожидаемого эффекта он не получит. Очевидно также, что менеджмент, маркетинг или логистика не принесут ожидаемых результатов, если не являются элементами деловой политики фирмы и не проводятся в жизнь первым руководителем предприятия.

Выработавшаяся за последние десятилетия привычка быть первопроходцами порой не дает русскому предпринимателю заметить, что в случае с рыночной экономикой зарубежная практика вполне доступна для изучения, она также показывает: чем благополучнее обстоят дела на предприятии, тем более жестко и интенсивно работает служба логистики.

Кроме общеизвестных функций, такая служба в данном случае выполняет несколько новых, особое место уделяется аналитике и прогнозированию, предотвратить появление и развитие негативных тенденций - вот целевая функция этой работы.

Сегодня отечественная логистика эффективно работает над задачей анализа бизнес-проектов и фирм на предмет их инвестиционной привлекательности. Особое внимание экспертные службы банков уделяют разделу “Расчет коммерческих рисков”. Ни для кого не секрет, что произвести грамотный расчет в этом разделе не значит уберечься от коммерческого риска, в условиях нестабильного политического фона говорить о каких бы то ни было гарантиях очень сложно. Роль логистики в этом случае трудно переоценить. С ее помощью можно рассчитать и организовать материальные и финансовые буферы на случай наступления экономического форс-мажора и тем самым повысить вероятность возвращения вложенных денег.

Незаменима логистика и в организации взаимоотношений с партнерами по по бизнесу: ведь только оптимальный уровень цены позволит и развиваться самому, и не потерять потребителя, не заставить его искать другого поставщика того же товара или услуги.

Еще мало исследована роль логистики в проектировании хозяйственных связей. Ведь все возможные взаимоотношения фирмы можно свести к перечню схем - большому, но не бесконечному. И далее просчитывать варианты развития каждого пути.

Внедрению логистики в России мешает целый ряд факторов. Один из них - пережитки технократического мышления большинства руководителей предприятий, до сих пор полагающих, что главное произвести, а остальное как получится. Очень путает ситуацию низкая в целом по стране договорная дисциплина, отсутствие четких законодательных определений таких базовых понятий, как, например, собственность на землю, а следовательно четких цен на все, что связано с землей.

Российский рынок еще допускает ситуации, когда благодаря давлению внеэкономических факторов один и тот же продукт, услуга стоит для одного покупателя дешевле чем для другого. Но главное, пожалуй, это преимущественная закрытость российского бизнеса. Преобладание ситуаций, когда неразбериха в материальном снабжении, финансовых потоках практически поощряется руководителями предприятий.