Менеджмент, основанный на стоимости компании (Value - based managment) как модель для управленческого консультирования

В.Л. Марковский, Центр поддержки предпринимательства USAID, Санкт-Петеребург

V.B. управление возникло в США в 80 годы. Причиной его появления стало сильное давление со стороны ситуации на рынках ценных бумаг, где обращаются акции компании, на стратегию менеджмента и психологию высшего руководства.

Акционеры, заинтересованные в максимальных котировках акций фирмы, стали проводить жесткую политику по отношению к ее руководству, постоянно требуя сделать рыночную стоимость фирмы главным критерием ее эффективной работы. Активная политика, проводимая крупными инвесторами (пенсионные и взаимные фонды), скупающими большие пакеты акций недостаточно эффективно работающих компаний и снятие правительственных ограничений на принудительное поглощение, поставило менеджеров перед очень непростой задачей: постоянно поддерживать рыночную стоимость компании на максимальном уровне. Неумение решать эту задачу вынуждает существующих или новых акционеров проводить замену руководства фирмы и ее реструктуризацию.

Принятие рыночной стоимости фирмы в качестве главного критерия оценки менеджмента привело к пониманию неэффективности методов анализа, основанного на классическом бухгалтерском учете. Выяснилось, что методы бухгалтерского учета не отражают поведения рынка ценных бумаг. Метод дискутированных денежных потоков (DCF), с другой стороны, позволяет установить связь между текущим положением дел в фирме, ее краткосрочными целями и котировками акций на бирже.

V.B. менеджмент по существу является комплексом мероприятий по полному и последовательному применению метода DCF в управлении компанией. На первый взгляд ситуация в России мало похожа на ситуацию в США, не развит рынок ценных бумаг, нет давления рынка ценных бумаг на руководство подавляющего большинства фирм и т.д. Однако можно предположить, что подход, основанный на DCF может быть крайне полезен по двум причинам:
- Применение DCF неизбежно для фирм, рассчитывающих на привлечение инвестиций, и принятие DCF в качестве фирменной философии сделает их намного более привлекательными для инвесторов.
- DCF намного лучше, чем методы классического бухгалтерского учета, подходит для фирм, работающих в условиях бурного роста или резких социальных экономических изменений.

Принимая максимизацию рыночной стоимости компании в качестве конечной цели V.B. менеджмент создает дерево целей перевода показателей DCF в более краткосрочные и объективные финансовые показатели. В дополнение к финансовым создается система нефинансовых целей, которая сможет направлять и мотивировать сотрудников компании, не интересующихся финансовыми ценностями, такими как удовлетворение клиентов и покупателей, инновационная деятельность, удовлетворение и стимулирование персонала фирмы.

С целью эффективного опускания философии DCF на каждый уровень управления разрабатывается система факторов, определяющих стоимость (value drivers). Эти факторы определяются для сотрудников каждого отдела или службы в понятных им терминах.

Определение V.d. это сложный и творческий процесс, требующий большого опыта. Внедрение V.B. менеджмента - сложный процесс, требующий преодоления естественного сопротивления персонала. В практике американских компаний внедрение V.B занимает от одного года до двух лет. Внедрение V.B. требует разработки комплексной программы, включающей в себя разработку новых систем контроля, программ обучения персонала, новых схем оплаты труда, стимулирующих эффективную работу сотрудников всех уровней.