Консультант и предприятие

И.Багазеев, О.Зеленина, Т.Яговкина ИКФ "Новое решение", Екатеринбург

В развитии любого предприятия неизбежно наступает такой момент который определяется одним словом - "кризис". При этом кризисом необязательно является плохое финансовое состояние, скорее такое состояние - непосредственное следствие существующих кризисных процессов в организации. Кризис - достижение предприятием предела своего эффективного развития, осуществляемого в рамках сложившейся парадигмы (организационной, технологической, кадровой). Увидеть реальные пределы развития при продолжении сложившихся на предприятии тенденций - основная проблема в работе консультанта.

Почему определение пределов есть функция консультанта? При самостоятельном осуществлении антикризисных мероприятий предприятие ориентируется, прежде всего, на те факторы, которые могут быть оптимизированы за минимальный период времени. Решение проблем возлагается на те службы, которые уже существуют, даже если они не соответствуют возникшим задачам. Механическое распределение новых обязанностей приводит к возникновению иллюзии решения стратегических проблем. Однако последующее изменение внешних по отношению к предприятию условий создает новую ситуацию неопределенности и "пожарные" методы становятся привычными.

Руководитель предприятия, особенно - давно работающий руководитель, в любом случае - "человек предприятия", воспринимающий его существование как данность т.е. отождествляющий себя с кругом своих обязанностей, пытается сохранить эту данность вне зависимости от изменений внешней среды. При этом доказательством "нормального" функционирования чаще всего служит сравнение с другими предприятиями, поскольку всегда можно найти того, чье положение хуже.

Сравнение же себя с успешными предприятиями показывает проявления кризиса, т.е. руководитель видит признаки кризиса. И именно консультант представляющий взгляд на проблему со стороны и не считающий безусловным сохранение предприятия в состоянии выявить причины проблем и на этой основе создать предпосылки эффективного функционирования предприятия в новом качестве.

Анализ состояния предприятия с позиций внешнего по отношению к нему консультанта предполагает:

     

  • четкое определение цели проведения анализа;
     
     
  • доступность информации, отражающей деятельность предприятия;
     
     
  • возможность общения с руководством и экономическими службами;
     
     
  • отсутствие заранее заданной оценки ситуации, под которую подгоняется реальность;
     
     
  • определение пределов вмешательства консультанта в непосредственную работу предприятия.
     
Предприятие - система, включающая в себя подсистемы: технико-технологическую, производственную, организационно-экономическую, кадровое обеспечение. Комплексный анализ внешних условий и определение внутренних структурных характеристик предприятия позволяет вырабатывать стратегические подходы, оценивать перспективы и формулировать задачи. Решение стратегических, а не текущих вопросов, является исходной точкой того, в какой последовательности должны быть рассмотрены и реформированы разные стороны деятельности предприятия.

При тесном взаимодействии консультанта и руководства предприятий наиболее острыми становятся проблемы пределов вмешательства консультанта в реальную действительность на предприятии:

     

  • право принятия решений о направлении, этапах, глубине реформирования остается за руководителем, который может воспринять как все рекомендации консультанта, так и лишь некоторую часть;
     
     
  • консультант, становящийся на позиции сохранения (не развития) предприятия, теряет свой внешний взгляд и непредвзятость.
     
При этом за реально получаемые результаты несет ответственность не только консультант, который вырабатывал рекомендации, но и руководство предприятий, воплощающее рекомендации в действительность сообразно собственному пониманию причин проблем и логики реформирования.