Методология анализа предприятия: организационный аспект

И.Багазеев, Т. Яговкина, ИКФ "Новое решение", Екатеринбург

Конкретная работа консультанта при диагностике положения на предприятии имеет свою методологическую основу. Именно методология исследования определяет последовательность, смысловую наполненность, направленность анализа. Предложенный способ основывается на логике системного подхода, выработанной д.э.н., профессором Е.П.Дятлом.

Анализируется реально действующее предприятия.

 Цель исследования:

     

  • выделение ключевых позиций, анализ которых позволит провести обоснованную диагностику;
     
     
  • понимание последовательности анализа, определение "первичных", основополагающих моментов, и следствий;
     
     
  • соблюдение уровней анализа в зависимости от конкретного предмета исследования;
     
     
  • соблюдение "срезов" анализа на каждом уровне.
     
Как "вертикальный", так и "горизонтальный" срезы анализа включают в себя следующие уровни:

     

  • бытие - то, как предприятие представляется исследователю,
     
     
  • сущность - то, что предприятие представляет собой на самом деле,
     
     
  • явление - то, через что выражается данная сущность,
     
     
  • действительность - включает комплексное проявление всех уровней.
     

Уровень бытия

Исходным пунктом анализа является предприятие (бытие) как таковое - некоторая реально существующая система. Любое предприятие создается для реализации определенных целей (сущность). Наиболее общая цель - получение прибыли - очевидна, однако для каждого предприятия она выражается в оригинальной, только ему присущей системе целей. Эти цели имеют количественную определенность (уровень продаж, контроль рынка). Для достижения целей предприятие выполняет определенные функции (явление). В реальности эти функции реализуются через создание предприятием определенных структур (действительность) - технико-технологической, производственной, организационной и т.д.
Данный этап диагностики (анализ на уровне бытия) позволяет

     

  • оценить и сопоставить провозглашаемые и реальные цели предприятия;
     
     
  • определить количественное выражение целей;
     
     
  • соотнести цели предприятия и функции, которые оно выполняет;
     
     
  • соотнести функции предприятия и его структуры;
     
     
  • определить степень соответствия структур задачам, стоящим перед предприятием.
     
Следующим шагом является анализ структур. Консультанта интересует, прежде всего, организационная структура. В реальности предприятие создает конкретную организационную структуру (элемент, показывающий переход на уровень сущности).

Уровень сущности

Организационная структура в действительности является системой элементов, каждый из которых имеет свой функционал (явление). Функционал подразделений представляет собой конкретизацию функций предприятия и рассматривается как их проявление внутри предприятия. Соотношение целей предприятия и итога работы подразделений показывает их эффективность (сущность). Для предприятия (бытие) это конкретизируется в видах подразделений (бюджетное и бизнес-подразделение).
Таким образом, анализ предприятия на уровне сущности дает возможность:

     

  • выделить элементы организационной структуры, поняв их соответствие целям и функциям предприятия;
     
     
  • выявить реально существующую систему полномочий, ответственности, подчиненности и выработать рекомендации по ее корректировке;
     
     
  • дать подходы к оценке, стимулированию и перспективам подразделений.
     
Реализацию функций предприятия обеспечивают не подразделения как структурные элементы, а персонал. Переход на уровень явления происходит через формирование штатного расписания (переходная характеристика).

Уровень явления

Сущность работника для предприятия выражается в соответствии выполняемых работником функций целям предприятия. Для конкретных людей это выражается в системе стимулирования (оклад работника определяется штатным расписанием). Функции работника и соответствующее вознаграждение изложены в трудовом контракте (явление), что в действительности дает уровень оплаты труда. Таким образом, на уровне явления предприятие характеризуется уровнем оплаты труда. Исследование предприятия на этом уровне показывает:

     

  • место работника в структуре предприятия;
     
     
  • соотношение функциональных обязанностей, оклада и стимулирования работника;
     
     
  • подход к определению смысловых характеристик трудового контракта;
     
     
  • возможности сопоставления уровня оплаты труда с среднерыночным (среднеотраслевым) и обоснование отклонений.
     
Переход анализа на уровень действительности в снятом виде содержит все ранее отмеченные уровни анализа. Если предыдущие уровни анализа были связаны с внутренним построением и функционированием предприятия, исследование на данном уровне имеет своей целью определение действительных характеристик и перспектив предприятия вовне.

Уровень действительности

Переходной категорией является устойчивость предприятия. Именно устойчивое предприятие в состоянии нормально реализовывать свои цели и обеспечивать работникам привлекательный уровень оплаты труда. Устойчивость предприятия в действительности проявляется через его рыночные позиции (действительность). Функционально рыночные позиции предприятия (явление) проявляются через конкурентоспособность предприятия, сущность которой - маркетинг в широком смысле слова. Устойчивое предприятие, обладающее определенными рыночными позициями на основе разработанного маркетинга, предстает как (само)развивающееся (бытие).
Таким образом, анализ уровня действительности позволяет понять основу, факторы и проявления устойчивости предприятия. Кроме того, это - результирующий уровень, и на данном этапе анализа можно видеть смысл и взаимосвязи сложных для анализа на первом уровне процессов. Рекомендации маркетингового характера, включают в себя обоснованный организационный план, увязку с структурными аспектами и изменениями функциональных обязанностей персонала и подразделений.
Указанные методологические подходы к системному анализу предприятия нашли практическое воплощение в деятельности ИКФ "Новое решение", в частности, на АО "Верхне-Пышминский хлебокомбинат" (преобразование организационной структуры), АО "Институт стандартных образцов" (стратегия сбытовой политики).

ИКФ "АЛЬТ" регулярно осуществляет консалтинговые проекты по  диагностике и совершенствованию системы управления. На сайте "АЛЬТ" Вы можете ппросмотреть описание услуги компании "АЛЬТ" по оптимизации СУ и бизнес-процессов организации