Взаимоотношение собственников и менеджеров организации

С.В. Сопелев, “Юнитаб”, Санкт-Петербург

Хозяйственное поведение предприятия в рыночной среде является результатом взаимоотношения его собственников и менеджеров.

На предприятиях большего размера, чем те, при которых их владельцам выгоднее самим быть управляющими этих предприятий (из соображения лучшего, через свою зарплату, доступа к доходам предприятия и более прямого контроля над ним), менеджерами являются наемные лица с особым статусом. Независимо от размера предприятия такая же ситуация складывается и на дочерних предприятиях собственников. Сказывается и оборот предприятия (даже малого по капиталу и числу занятых): чем он больше, тем настоятельнее потребность в том, чтобы предприятием управляли профессионалы, которыми, совсем не обязательно, будут те, кто владеет предприятием. Наконец, менеджеры - не владельцы предприятия - могут быть наняты для управления предприятия, где ни один из его многочисленных совладельцев не хотел бы доверить оперативное управление делами предприятия кому-либо из своих партнеров (акционеров).

Особый статус менеджеров проявляется в том, что они имеют полномочия на то, чтобы руководить работниками предприятия, а высшие менеджеры - представлять предприятие в его взаимодействии с внешней средой и заключать от его имени любые договора (купли-продажи, кредита, аренды, подряда...), определять их условия, брать от лица предприятия обязательства и предъявлять требования по обязательствам контрагентов в сделках в пользу предприятия.

Менеджеры, будучи представителями акционеров (собственников) предприятия, имеют, однако, интересы, не совпадающие с интересами последних и даже способные находиться с ними в противоречии. Это объясняется разницей в экономическом положении наемных менеджеров и владельцев предприятия. Так, профессиональные менеджеры получают свои доходы (высокую заработную плату, премии, льготы по социальному обеспечению) из средств, находящихся в фондах предприятия. Владельцы же предприятия получают свои дивиденды только после того, как предприятие лишится части своих средств, которые будут направлены акционерам в форме распределенной прибыли.

Таким образом, чем больше средств будет в порядке дивидендов уходить с предприятия, тем меньше их остается для окладов, премий и льгот профессиональным менеджерам. В то же время возможности для разного рода выплат и льгот менеджерам и так ограничены необходимостью покрывать другие постоянные расходы предприятия (арендную плату, налоги и т.д.).

По сути, вполне может произойти такое, что предприятие, находящееся в частной собственности, но бесконтрольно управляемое менеджерами, которые преследуют свои интересы без угрозы быть уволенными (отстраненными), будут максимизировать не прибыли, а оборот (ведь именно при его увеличении возрастает объем средств, проходящих через предприятие (его структурное подразделение) и попадающих для распоряжения ими в руки менеджеров). Более того, оно может даже стремиться работать в режиме минимальной прибыли, чтобы средства не уходили с предприятия (подразделения). Издержки предприятия в части заработной платы менеджеров и льгот для них будут завышаться, достаточные стимулы для экономии прочих расходов будут отсутствовать.

Ограничиваться подобный произвол менеджеров может лишь соображениями поддержания необходимой кредитоспособности предприятия, в которой важнейшим элементом является его прибыльность.
Являясь наемными работниками, менеджеры, преследуя свои интересы могут прибегать и к менее экстраординарным направлениям своих действий, например:
  • преувеличивая в глазах владельцев предприятия свои трудозатраты и вклад в обеспечение эффективных операций предприятия - тем самым обосновывая завышение оплаты своего труда и занижая прибыль, используемые для начисления дивидендов;
  • заключая договора на сбыт продукции по таким ценам, что объем продаж и оборот растут быстрее, чем суммарный чистый доход предприятия;
  • занижая официально (в бухгалтерской документации) объявляемые прибыли, для чего используют метод ускоренной амортизации основных фондов, метод LIFO в учете стоимости покупных ресурсов, отражаемой в себестоимости реализованной продукции;
  • разнонаправленность экономических интересов менеджеров предприятия и его собственника сказывается не только на уровне определения стратегии хозяйственного поведения фирмы, но и в подходах к решению многих аспектов ее текущей деятельности. Особенно характерен пример с методикой ценообразования на товары предприятия. В отличие от менеджеров собственников предприятия интересует прирост прибыли не в расчете на средства, затраченные предприятием, а в соотношении со средствами, вложенными им в предприятие и со всем его прочим имуществом, которое при ликвидации предприятия может им достаться.
На предприятиях с ослабленным контролем менеджеры имеют условия для получения личных выгод, “перекачивая” имущество вверенного им предприятия в фирмы, где они сами являются совладельцами или могут получить еще более высокооплачиваемую работу. Формами подобной “перекачки” могут быть, например, занижение отпускных цен этим фирмам на товары, завышение цен закупки у таких фирм поставляемых товаров, намеренное невыполнение предприятием договоров с ними с целью выплаты им из имущества предприятия сумм в порядке возмещения ущерба, прямо обозначенных в соответствующих договорах (в том числе взятие нереальных для обслуживания, но обеспеченных залогом кредитов с целью передачи заложенного имущества предприятия кредитору, где у менеджера есть свой личный интерес).

В принципиальном плане практически ничего не изменится и в том случае, когда менеджер становится совладельцем предприятия, если его доля в нем недостаточно велика, чтобы обеспечивать ему дивидендную прибавку в доходах, более высокую и надежную по сравнению с тем, что он может получить в виде выгод от использования своего положения наемного менеджера.

Разрешить противоречивость экономических интересов собственников предприятия и менеджеров можно следующим образом:
  • стимулированием менеджеров к действиям в интересах собственников, увеличивая в их оплате долю премий в виде участия в прибыли;
  • заменяя часть их оклада на акции предприятия;
  • премируя менеджеров в форме опционов на покупку акций управляемых ими организации.
Перечисленные методы стимулирования менеджеров наряду с сильными имеют и слабые стороны. Например, чем более высокие премии будут предусмотрены в трудовом контракте менеджера, тем, естественно, меньшим должен быть базовый оклад (иначе владельцы предприятий прогорят). Но найти квалифицированных менеджеров на маленький оклад (пусть и сопровождаемый высокими, однако ненадежными долевыми премиями от прибыли) тяжело, что заставляет уменьшать масштаб указанных премий и сводит их на уровень, практически не влияющих на поведение менеджеров.

Таким образом, на наш взгляд, проблема взаимоотношений собственников предприятия и менеджеров не поддается какому-либо окончательному и удовлетворительному решению. Минимизация ущерба от ее присутствия - это вопрос скорее искусства менеджмента и требует индивидуального подхода по каждой проблеме