Стал первым. Что дальше? (Осознание руководителем собственной управленческой ситуации)

И. Суворова, Исследовательско-консультационная фирма “АЛЬТ”, Санкт-Петербург

Почему одни организации добиваются успеха, а другие нет? Почему одни становятся все сильнее, а другие нет?
В стране с коммунистическим прошлым все привыкли искать "объективные причины". Однако времена меняются. Исходя из своей консультационной практики, мы можем утверждать, что в управлении организацией ключевое значение для ее развития имеет личность руководителя.

Руководитель, если он хочет, чтобы его компания имела потенциал развития, должен задавать для нее цели, и брать на себя ответственность за их осуществление. Новым организациям необходимы ориентиры в силу того, что они новые, а старым - из-за того, что прежние цели уже не соответствуют нынешним условиям.

Те, кто добился определенных успехов, ориентируются на создание стабильно развивающейся организации, устойчивой к любого рода потрясениям - как внешнего так и внутреннего характера.

Мы считаем, что самое важное значение для такой ориентации имеет сознание руководителем собственной управленческой ситуации. Осознание руководителем собственной управленческой ситуации - это:

     

  • осмысление своей собственной управленческой миссии на предприятии,
     
     
  • определение объективных и субъективных ограничений, мешающих достижению целей,
     
     
  • принятие внутренней этически непротиворечивой управленческой позиции.
     
То, какую позицию занимает руководитель относительно этих вопросов, характеризует его мотивацию. Можно выделить три основных мотивационных позиции руководителя. Условно назовем их - "циник", "общественный деятель", "предприниматель".

"Циник" - тот, кто признает единственно значимой целью личную выгоду, а предприятие считает инструментом для получения этой выгоды. На предприятии, где руководитель склонен к такой позиции, люди чаще всего говорят о воровстве и о том, что "ничего никому не нужно".

"Общественный деятель" - тот, кто исходит из принципа "от каждого по способностям - каждому по потребностям". Руководитель такого предприятия склонен все неудачи относить на "вину" внешних факторов - "мы же работаем, стараемся, а нам не хотят платить". Проблемы предприятия он пытается решить либо прошениями о льготах, либо поиском доброго глупого инвестора, который даст денег и все проблемы решатся. Своих сотрудников он держит в постоянном ожидании, которое, разумеется, не способствует напряжению сил.

"Предприниматель" - руководитель, который всю ответственность за принимаемые решения и результаты деятельности предприятия берет на себя. При этом, конечно, цели руководителя и его организации должны совпадать.

Проанализировав основные позиции можно сделать вывод, что эффективный руководитель сейчас тот, кто работает как предприниматель, создавая предпосылки для стабильного долгосрочного развития организации.

Предпринимательская позиция помогает преодолевать трудности, с которыми сталкиваются как "старые", так и "новые" компании (Одни преодолевали внезапно возникшую нестабильность, другие, наоборот, в последнее время столкнулись с тем, что стабильность - проблема для их организации).
Тогда и мотивация сотрудников становится оптимальной, направленной на развитие:

     

  • практически каждый имеет перед собой образ будущего своей организации,
     
     
  • руководитель в случае необходимости способен убедить коллектив в принятии pешения, которое должно было бы вызвать крайнее неприятие,
     
     
  • в момент обострения трудностей, каждый способен работать еще лучше, воспринимая проблемы предприятия как препятствие, которое нужно преодолеть.
     
Проблема состоит в том, что в нашей стране не достает руководителей-предпринимателей. Причины этого понятны.

Раньше директора ощущали себя членами некой организации (страны), органы управления которой определяли цели и устанавливали задачи для каждого директора путем написания различного рода документов.
Как правило, руководители-предприниматели пришли на предприятия в последние пять лет. Но это не главное, так как среди "успешных" есть и директора со стажем.

Занимаемая "предпринимательская" позиция позволяет им чувствовать себя уверенно относительно акционеров и не стремиться к контролю за ситуацией за счет имущественного фактора. Тем не менее, в определенных ситуациях они способны настаивать на некоторых решениях на грани интуиции, когда все против.

Казалось бы речь идет о диктаторстве. Однако, все наоборот. Такая сила убеждать берется из стремления замкнуть все на себя, а внутри организации создать те качества, которые обеспечат ей "вечный двигатель" развития. Предприятие должно занять устойчивые позиции на своем рынке, люди должны научиться работать, должна появиться команда высших менеджеров, которые вместе способны решать сложные задачи, должна сложиться система эффективного взаимодействия с Советом Директоров.

Потом, когда все это наладится, роль первого лица будет не так заметна. Сейчас, когда предприятия находятся "между прошлым и будущим" позиция руководителя - это либо главный двигатель развития предприятия, либо главный тормоз на пути перемен к лучшему.