Особенности оценки инвестиционных проектов по добыче нефти и газа в российской федерации

М.Ю. Бураков ("Петролеум Консалтинг", Самара)

Особенности оценки инвестиционных проектов по добыче нефти и газа в Российской Федерации связаны с самим объектом инвестиций. Реализация проекта связана с дополнительными платежами государству за пользование недрами и с конкретным геолого-геофизическим описанием запасов и ресурсов по нефти и газу.

Плата за пользование недрами осуществляется на основании закона РФ "О недрах". При пользовании недрами производятся следующие виды платежей:

     

  1. Сбор за участие в конкурсе (аукционе) и выдачу лицензии.

     

     

  2. Платежи за пользование недрами.

     

     

  3. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

     

     

  4. Акцизы.

     

Кроме того платятся:

     

  1. Прочие налоги и сборы.

     

     

  2. Плата за землю.

     

     

  3. Плата за геологическую информацию о недрах

     

Основные сложности при расчете коммерческой эффективности проекта возникают при определении конкретных ставок по платежам за недропользование. С одной стороны эти ставки задаются в условиях конкурса на участок, с другой стороны имеется реальная основа для их корректировки. В идеале ставки записанные в лицензионном соглашении должны являться результатом договора (компромисса) между представителями государственной власти и инвестором. Для этого необходимо при расчете коммерческой эффективности конкретного инвестиционного проекта одновременно рассчитывать и бюджетную эффективность от данного варианта инвестиционного проекта. Из-за высокой современной инфляции в РФ компромисс видится на пути снижения ставок платежей на начальном этапе эксплуатации, при условии ускоренного освоения месторождения. Реальные потери платежей, при данных условиях, компенсируются увеличением занятости и повышением деловой активности.

Второй особенностью инвестиционных проектов связанных с добычей нефти и газа является сама геолого-геофизическая информация, на основании которой определяются возможные объемы добычи, как за интервал планирования, так и за весь срок жизни проекта. Сложность заключается в том, что описание структуры имеет неопределенный, вероятностный характер. Соответственно заключения специалистов могут значительно расходится в определении параметров добычи. Стремление госорганов завысить объемы добычи, а значит и объемы платежей за пользование недрами (при расчете стартовых платежей), очевидно, поэтому и поэтому вопросу необходим поиск компромисса.

Реальную возможность согласования интересов государства и инвестора дает использование программного продукта "Альт-Петролеум" версии 1.2, в рамках которого рассчитывается не только коммерческая, но и бюджетная эффективность инвестиционного проекта, что дает возможность моделировать различные ситуации и оценивать их с точки зрения обоих сторон.